Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Цели: обобщить и углубить знания по теме; тренировать умения выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

Ход урока

I. Словарный диктант

Адъютант, апелляция, аннулировать, арьергард, беллетристика, бюллетень, батальон, дьякон, интерьер, интервью, интеллигент, компаньон, компьютер, неотъемлемый, объективный, субъективный, сэкономить, сверхъестественный, двухъярусный, сагитировать, вьюга, пьеса, пояснительный, присоединительный.

II. Работа по теме урока

Интерактивная беседа с составлением схемы. Можно использовать материал учебника (§ 89).

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены всегда обособляются.

Схема 9

III. Закрепление

Задание: записать предложения, на полях условными знаками (>; +; =) показать логическую связь между членами предложения.

1. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.

2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.

3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.

4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступили отвратительные погоды.

5. Через минуту совсем рядом раздалось подряд шесть отрывистых выстрелов.

6. Я... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами, и обширным господским домом.

7. Сбавили мы ход, и счастливо.

IV. Углубление темы

Задание: записать под диктовку текст, объяснить знаки препинания. Обратить внимание на то, как и почему так пишется название поэмы Н. Гоголя.

В основе названия поэмы Н. Гоголя лежит оксюморон: душа бессмертна и не может быть мертвой. Духовная цензура не разрешила к печати произведение с таким названием, и Гоголь добавил к нему вторую часть - “Мертвые души, или Похождения Чичикова”.

Задание: уточнить по “Поэтическому словарю” значение термина “оксюморон”, привести примеры других названий произведений, в основе которых лежит оксюморон (“Живой труп”, “Горячий снег”). Письменно ответить на вопросы:

— Равнозначны ли части названия?

— Какую цель преследовал Н. Гоголь, вводя вторую часть названия?

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 89.

2. Упражнение 435.