Обособленные дополнения - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Обособленные дополнения - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Цели: повторить знания о дополнении как члене предложения; познакомить учащихся с обособленными дополнениями.

Ход урока

I. Пунктуационная разминка

Задание: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания:

1. Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее.

2. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом все уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться в Сальково, оставалась только узкая полоса, тянувшаяся на несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.

3. Теперь я лихорадочно ожидал нового свидания с Буниным, но как раз в это время началась война, он уехал, и лишь спустя четыре года я увидел его вновь, столкнувшись с ним на тех неудобных ступеньках винтовой лестницы, которые вели немного вниз, в контору “Одесского листка”, где я, помнится, получал гонорар за напечатанные стихи.

II. Проверка домашнего задания

1. Взаимоопрос по теме “Обособленные обстоятельства” — работа в парах.

2. Проверка домашнего упражнения.

III. Работа по теме урока

1. Анализ предложений.

— Запишите предложение, подчеркните все дополнения и обозначьте, какими частями речи они выражены.

В этом доме топили печи, давали каждому по пяти поленьев, оставляли опоздавшим худшие, позволяли им греться горячим чаем.

2. Беседа с классом.

— Что обозначает дополнение?

— К чему относится?

— Какими частями речи выражается дополнение?

3. Чтение предложений, ответы на вопросы.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

А. Ахматова

Я не хочу ни трепета, ни боли.

А. Ахматова

— Какие дополнения прямые, какие — косвенные?

— Какую частицу имеет дополнение при отрицательном сказуемом?

Кроме стихов, М. Цветаева писала драмы. Все ранее написанные отрывки, включая “Распятие”, А. Ахматова использовала в “Реквиеме”. Поэзия, наряду с путешествиями, была любимым делом Н. Гумилева.

— Какие предлоги употребляются с дополнениями?

4. Беседа по содержанию параграфа.

(Учащиеся читают § 88, записывают в тетрадь основные правила обособления дополнений.)

— В каком случае обособляются дополнения? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения.)

— Назовите эти предлоги. (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая.)

— Когда не обособляются конструкции с предлогом вместо? (Когда вместо = за.)

IV. Синтаксическая синонимия

(Учитель обращает внимание учеников на термины “синонимия”, “дополнение”, “изъяснительное придаточное”.)

— Можно ли считать данные ниже конструкции синтаксическими синонимами?

... говорить о прелести любовной лирики...

... говорить, как прелестна любовная лирика...

... говорить, что любовная лирика прелестна...

— Почему дополнение может быть заменено придаточным изъяснительным?

V. Упражнения на закрепление

(Выполнение упражнения 433 — письменно с последующей проверкой.)

— Замените дополнение придаточным изъяснительным.

Читая “Листопад” и другие стихотворения И. Бунина, мы видим пленительность смены времен года, красоту полей и лесов. И. Бунин видел и слышал полет бабочки, шелест травы, шуршание шмеля. Читая “Жизнь Арсеньева”, всякий увидит тоску И. Бунина по родине.

VI. Итог урока

Домашнее задание

1. § 88.

2. Упражнение 433.

3. Повторить все об обособленных членах предложения.