Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Цели: повторить ранее изученный материал по теме урока; закрепить навыки пунктуационного анализа предложений с однородными членами; познакомиться с однородными (неоднородными) определениями и приложениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

(Один учащийся отвечает на вопросы.)

— Когда ставится запятая при однородных членах предложения?

— Когда не ставится запятая в предложениях с однородными членами?

2. Взаимопроверка упражнения 394.

3. Синтаксический анализ предложения с однородными членами. Составление схемы.

Парень был широкоплеч, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

— Каковы стилистические особенности однородных членов в предложении?

II. Работа по теме урока

1. Беседа с классом.

— Что такое определение?

— Какие бывают определения? (Согласованные и несогласованные.)

— Чем выражены согласованные определения? Несогласованные?

2. Обобщение знаний об однородных и неоднородных определениях.

(Чтение § 80. Анализ теоретического материала. Задание: придумать и записать предложения на каждый пункт правила. Проверка выполненного задания.)

— Чем отличаются однородные определения от неоднородных?

3. Выполнение упражнений.

Упражнение 400 (устно), 397 (письменно — выборочно: выписать три предложения с однородными и три — с неоднородными определениями).

4. Обобщение знаний об однородных и неоднородных приложениях.

— Что такое приложение?

— Какие вы знаете виды приложений?

— Влияет ли вид приложения на обособление?

(Чтение § 81. Анализ теоретического материала. Задание: придумать и записать предложения на каждый пункт правила. Проверка выполненного задания.)

— Могут ли быть случаи авторской пунктуации при определениях и приложениях?

5. Выполнение упражнения 401.

Письменно — выборочно: выписать два предложения с однородными, два — с неоднородными приложениями.

III. Итог урока

Домашнее задание

1. § 80, 81.

2. Упражнение 402.