Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Цели: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении.

Ход урока

I. Фразеологическая разминка

— Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, язык, место, играть.

Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая нога, собаку съесть и т. д.

— Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам.

Раболепствовать (подметки рвать), побеждать (приходить со щитом), лгать (вправлять мозги, обводить вокруг пальца), зябнуть (стучать зубами), действовать неосмотрительно (сесть в калошу), главенствовать (играть первую скрипку), капризничать, обременять (садиться на шею), не замечать чего-то значительного (закрывать глаза на что-то, смотреть сквозь пальцы), проучить (дать прикурить), ошибаться (давать осечку, давать маху), разориться (вылететь в трубу), сердиться (рвать и метать).

Пример. Трудиться — пахать как вол.

II. Проверка домашнего задания

Устный ответ по теме “Способы выражения подлежащего и сказуемого”.

III. Работа по теме урока

1. Синтаксический разбор предложения.

(Образец на с. 262.)

Россия - это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (Н. Рерих).

— Обоснуйте постановку знаков препинания.

— Когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?

2. Работа с учебником.

Чтение учебника § 74. Для закрепления правила упражнение 376 выполняется устно: объяснить постановку или отсутствие тире в предложениях. Письменное задание: записать предложения, объяснить графически постановку тире.

1. Жизнь - это долг, хотя б она была мгновеньем (И. Гете).

2. Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы (И. Гете).

3. Жить - значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены (Б. Брехт).

4. Жизнь есть совокупность отправлений, сопротивляющихся смерти (М. Биша).

5. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько хорошо сыграна (Сенека).

6. Жизнь - это надеяться и ждать (Э. Сенанкур).

7. Жизнь - словно море, его волны - годы:

То берег лижут, то бегут, бурлят,

И многие у моря ждут погоды,

Которую прогнозы не сулят

Э. Севрус

Для различения таре в неполном предложении и интонационного тире предлагается задание: объяснить, какова функция тире в следующих предложениях.

1. Я за свечку - свечка в печку! Я за книжку - та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский).

2. В моих садах - цветы, в твоих - печаль (Н. Гумилев).

3. Привольем пахнет дикий мед,

Пыль - солнечным лучом,

Фиалкою - девичий рот,

А золото - ничем

А. Ахматова

4. За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние - медленно, ближние - вперегонку (А. Толстой). Учащиеся перечисляют условия, когда ставится тире в простом предложении.

4. Чтение § 77, 78.

IV. Закрепление темы.

Упражнения 383, 385 выполняются устно; задание: объяснить наличие или отсутствие тире; упражнение 382 — письменно.

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 74, 77,78.

2. Упражнение 384.