Слова категории состояния - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Слова категории состояния - МОРФОЛОГИЯ

Цель: закрепить признаки слов категории состояния, вспомнить и отработать признаки, позволяющие разграничивать наречия, слова категории состояния, краткие формы прилагательных среднего рода.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Этимологическая разминка

— Определите этимологию наречий:

а) дотла (собств.-русск. Образовано от тьло — почва, пол, основание. Связано с глаголом тлеть);

б) насмарку (от предлога на + смарка “стирка, счистка”);

в) наобум (от обум — предлог об и ум, т. е. “наудачу”);

г) досыта (сытный, “сыто” — напиток, подававшийся в конце трапезы).

III. Работа по теме урока

Учитель вместе с классом вспоминает, какие слова называются словами категории состояния, в чем их особенность, чем категория состояния отличается от наречий. Необходимо затронуть вопрос о разных взглядах на данный класс слов: “предикативные наречия”, “наречия состояния”, “слова состояния” и т. д. Дается определение слов категории состояния.

Учащиеся вместе с учителем заполняют в тетрадях таблицу 20.

Таблица 20

Слова категории состояния

Часть речи

На какой вопрос отвечает

К чему относится

Роль в предложении

Пример

1. Наречие

Как? Каким образом?

К глаголу-сказуемому

Обстоятельство

Мальчик рисовал красиво

2. Категория состояния

Каково состояние?

Грамматически самостоятельно

Сказуемое в безличном предложении или в предложении с подлежащим-инфинитивом

1. В комнате красиво.

2. Танцевать вальс — это красиво

3. Краткое прилагательное в форме ср. р.

Каково?

К подлежащему

Сказуемое в двусоставном предложении

Платье было красиво

IV. Закрепление

Задание: составить предложения, используя омонимичные формы разных частей речи (например: солнечно, голодно, трепетно, грустно).

Работа с учебником: прочитать § 56, выполнить упражнение 321.

V. Итог урока

Домашнее задание

Упражнения 320 (устно) и 322 (письменно).