Наречие как часть речи. Правописание наречий - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Наречие как часть речи. Правописание наречий - МОРФОЛОГИЯ

Цель: повторить разряды наречий, степени сравнения и правописание наречий.

Ход урока

I. Опрос - повторение знаний о наречиях

— Вспомните морфологические признаки наречий.

— На какие разряды по значению делятся наречия?

— Какие формы степеней сравнения образуют наречия?

II. Работа по теме

1. Выполнение упражнения.

— Сколько наречий в предложении? Запишите предложение, найдите наречия, определите их разряд. Подчеркните наречия как члены предложения:

В кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, неустанно, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики.

2. Работа с учебником.

Чтение и обсуждение § 54.

Выполнение морфологического разбора наречия из предложения.

Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

3. Закрепление сведений о морфологических свойствах наречий. Тест.

1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к наречию.

а) наречие — это служебная часть речи;

б) в предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуемыми, определениями;

в) наречие — это самостоятельная часть речи;

г) наречия не изменяются;

д) наречие объясняет предмет;

е) наречие обозначает признак действия и признак признака.

2. Найдите и укажите наречия.

а) сплошной;

б) сплошь;

в) мелочь;

г) отрежь;

д) полночь;

е) спрячь;

ж) брошь;

з) навзничь;

и) далекий;

к) далеко;

л) удали;

м) далек.

3. Определите группу наречий меры и степени.

а) вдвоем, немного, издали;

б) очень, втрое, совсем;

в) чересчур, наверху, всегда;

г) громко, сверху, вчера;

д) сослепу, накануне, назло;

е) крайне, почти, наверху.

4. Найдите словосочетание, в котором употреблено наречие цели.

а) оскорбили нарочно;

б) шли наугад;

в) работали дружно;

г) вернулись невзначай.

5. Определите значение наречий в каждом из предложений:

Внезапно он понял.

а) причины;

б) времени;

в) цели;

г) образа действия.

Трижды он приходил к нему.

а) причины;

б) времени;

в) меры и степени;

г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

а) причины;

б) времени;

в) меры и степени;

г) образа действия.

6. Найдите ошибку в определении значения наречия.

а) пошел утром (времени);

б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (причины);

г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) громко запел (меры и степени).

7. Укажите группу указательных наречий.

а) туда, где-то, нигде;

б) всюду, издалека, везде;

в) там, оттуда, тогда;

г) кое-где, где-нибудь, негде.

8. В каждой строке отметьте отрицательные наречия.

а) тут, где, негде, где-то;

б) там, ничуть, зачем-то, тогда;

в) зачем, когда, куда, никуда.

4. Правописание наречий.

Учащиеся обращаются к материалу учебника (с. 198—202, § 55) и составляют конспект по теме “Слитное, дефисное и раздельное правописание наречий”.

5. Словарный диктант с комментированием.

Задание: записать слова и объяснить условие выбора орфограммы.

Вдвое, настежь, замуж, по-городскому, точь-в-точь, слева, вскачь, мало-помалу, издалека, везде, поблизости, умышленно, подобру-поздорову, дотла, во что бы то ни стало, во веки веков, на века, навек, вдребезги, вверх, по-осеннему, никак, некуда.

III. Закрепление

Выполнение упражнений 311, 312, 313 (устно).

Задание: сформулировать правила написания наречий.

IV. Итог урока

Домашнее задание

1. Подготовить устный ответ на тему “Отличие наречий от других частей речи”.

2. § 55.

3. Упражнение 314.