Деепричастие как форма глагола - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Деепричастие как форма глагола - МОРФОЛОГИЯ

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме “Причастие”; повторить лексико-грамматические разряды деепричастий.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа по вопросам на с. 191 учебника.

II. Проверочная работа

Учитель напоминает учащимся, что страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -нн- от глаголов на -атъ, -ять и суффикса -енн- от глаголов на -ить. — Объясните написание причастий в следующих предложениях.

Я извинился, как мог, назвал себя и предложил ему птицу, застрел..нную в его владениях.

Из передней, заклеенной разными пестрыми картинками, завеш..нной клетками, вошли мы в небольшую комнату.

III. Диктант

Каждое утро отец Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взглядом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что-то...

В окно он видел залитую солнцем площадь, мощенную круглыми, ровными камнями, и напротив каменную стену длинного, без окон, сарая. На углу стоял извозчик, похожий на глиняное изваяние. И непонятно было, зачем он стоит здесь, когда по целым часам не показывалось ни одного прохожего.

(74 слова)      (Л. Андреев)

Задание: графически обозначить орфограммы и пунктограммы; сделать морфологический разбор причастий.

IV. Работа по теме урока

1. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Чтение § 53. Составление таблицы.

Глагольные признаки

Признаки наречия

Собственные признаки




2. Суффиксы деепричастий.

Ученики составляют таблицу 18.

Таблица 18

Суффиксы деепричастий

Несовершенного вида

Совершенного вида

-а-

-в-

-я-

-вши-


-ши-

3. Орфоэпическая минутка.

— Произносите правильно.

идя, клевеща, кроя, моя, ненавидя, отрекшись, отчаявшись, поняв, приняв.

4. Морфологический разбор деепричастия (с. 192—193).

V. Упражнения на закрепление изученного

Выполнение упражнений 300, 302 письменно, 301 — устно. Упражнение на различение деепричастий и наречий (знаки препинания не стоят):

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизгнув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забросить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (б)Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)3а городом пылал дымясь огонь большого костра.

(Ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10 — обособляем одиночные деепричастия; 3, 5, 6, 8 — наречия не обособляются.)

Учащиеся записывают устойчивые сочетания (деепричастия, перешедшие в наречия):

Судя по всему, не переводя духа, немного погодя, откровенно говоря, собственно говоря, полагая важным, не считая нужным, попутно отмечая, засучив рукава, сломя голову.

Работа с таблицей 19.

Таблица 19

Деепричастие

Предлог

Не смотря на запись, сделанную в тетради, ... .

Не взирая на (устар.) = не смотря на

Несмотря на непогоду, мы пошли в горы (вопреки непогоде).

Невзирая на (устар.) = несмотря на

Задание: заменить глагол деепричастием, поставить знаки препинания, деепричастный оборот выделить графически.

1. Возчик (отворотиться) от меня угрюмо сидел на облучке.

2. Море играет маленькими волнами (украшать) их багровой пены.

3. Офицер (соблазниться) хорошей погодой велел оседлать своего коня.

4. В небе неподвижно стоят ястребы (распластать) крылья.

5. Партизан (сидеть) на завалинке разбирает наган.

6. Джигит (оседлать) коня выехал из аула.

7. Пастухи (сгонять) животных в одно место громко щелкают кнутами.

8. (Читать) письма он вспомнил детство.

9. Подросток трусливо (вбирать) голову в плечи побежал к лошади.

VI. Итог урока

Домашнее задание

1. § 53.

2. Упражнение 303.