Глагол как часть речи - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Глагол как часть речи - МОРФОЛОГИЯ

Цель: повторить основные лексико-грамматические разряды и орфограммы глагола.

Ход урока

I. Опрос

— Что обозначает глагол?

— Что отличает эту часть речи от именных (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное)?

— Перечислите собственно глагольные грамматические категории.

— Назовите особые формы глагола.

II. Работа по новой теме

1. Глагол как часть речи.

Учащиеся читают § 48, составляют схему-“дерево” “Глагол как часть речи” (образец см. в уроках 37—38).

Выполнение тренировочного теста.

1. Найдите глагол.

а) напевно;

б) напевать;

в) пение;

г) напевающий.

2. Найдите глагол 2-го спряжения.

а) стелить;

б) лететь;

в) брить;

г) купать.

3. Определите, в каком случае морфологические признаки определены неверно.

а) поведут — глаг., сов. в., 1-е спр., буд. вр., мн. ч., 3-е лицо;

б) зашли — глаг., сов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.;

в) читала — глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., ед. ч.;

г) держали — глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.

4. Найдите непереходный глагол.

а) рубить;

б) держать;

в) рассматривать;

г) мечтать.

5. Найдите возвратный глагол.

а) обливаться;

б) мерить;

в) отводить;

г) жалеть.

6. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предложении.

На следующее лето мальчика повезут на юг подлечиться.

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение;

г) обстоятельство.

7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом.

а) засмотреться;

б) пробежать;

в) умываться;

г) посмеяться.

Упражнения 266, 269 выполняются письменно. Необходимо акцентировать внимание учащихся на синтаксической функции глагола.

2. Синтаксическая роль глагола.

Обратить внимание учащихся:

а) глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошедшем, будущем времени — простым глагольным сказуемым (Люблю грозу в начале мая);

б) неопределенная форма глагола может быть любым членом предложения:

1) подлежащим (Курить вредно);

2) дополнением (Нас просили задержаться);

3) определением (Было желание танцевать);

4) обстоятельством (Мужик вез гусей в город продавать);

5) частью составного глагольного сказуемого (Начну рассказывать смешную историю).

Задание: записать предложения, определить синтаксическую роль инфинитива.

1. Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.

2. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.

3. Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

4. Нам песня строить и жить помогает.

5. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

6. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай.

7. Я спешил скорее видеть вас.

3. Морфологический разбор глагола.

Изучение порядка разбора на с. 173.

Упражнение 267 (сделать морфологический разбор 3 глаголов в разных формах наклонений).

4. Правописание глаголов.

(Чтение § 49.)

— Какие орфограммы связаны с глаголом?

— Составьте алгоритмы орфографических правил, связанных с глаголом.

(Упражнения 273, 274, 281, 283 выполняются письменно, затем несколько человек комментируют выполненное задание на оценку.)

III. Итог урока

Домашнее задание

1. § 48, 49.

2. Упражнение 284 с графическим обозначением орфограмм глаголов.

3. Устно ответить на вопросы (с. 182).