Имя числительное как часть речи - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Имя числительное как часть речи - МОРФОЛОГИЯ

Цели: повторить лексико-грамматические категории имен числительных; отрабатывать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней; повторить правило “Склонение имен числительных”.

Ход урока

I. Формулировка темы и цели урока учащимися

— Ответив на вопросы теста, сформулируйте тему и цель урока.

1. На каком месте по частоте употребления находится имя числительное?

а) на первом;

б) на третьем;

в) на восьмом;

г) на втором.

2. На какие разряды по значению делятся числительные?

а) количественные, порядковые и собирательные;

б) количественные и порядковые;

в) сложные и составные;

г) дробные и составные.

3. Какие числительные склоняются так же, как и существительные 3-го склонения?

а) простые количественные от 5 до 20 и 30;

б) порядковые;

в) сложные;

г) дробные.

4. У каких числительных существуют две формы: именительного и винительного падежа?

а) 40, 90, 100;

б) 30, 60, 20;

в) 90, 70, 50;

г) 100, 1000.

5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении:

20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый промышленный ток.

а) прилагательное;

б) существительное;

в) словосочетание числительного с существительным;

г) наречие.

6. Найдите четвертое лишнее:

а) второй;

б) двое;

в) второстепенный;

г) двадцать.

После того как тест выполнен, учащиеся формулируют тему и цель урока.

II. Презентация темы “Имя числительное”

Презентацию подготовили учащиеся трех групп. Во время знакомства с ней класс конспектирует новый материал.

Задания для групп:

1) имя числительное как часть речи, категории имени числительного;

2) виды и разряды имен числительных;

3) правописание и употребление имен числительных.

Работа с таблицей 12.

Таблица 12

Типы склонения числительных


I

II

III

IV

V

VI

VII

И. п.

1

2-4

5-20

30

50

60

70

80

40

90

100

200-900

1000

от 2000 и т. д.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

Как прилагательные (какого? и т. п.)

-х

-м

И(Р). п.

-мя

-х

Как существительные 3-го склонения

-а

-а

= И. п.

-а

-а

-сот

-стам

= И. п.

-стами

-стах

Как существительные 1-го склонения (Т. п. -ью)

Как существительные ж. р. во мн. ч.

Учащиеся получают задание: сориентировать каждую часть сложного или составного числительного на соответствующий столбик и строчку таблицы (например: 293 учащихся).

Рассуждение:

№ задания

Падежи

Тип склонения числительного

1

Т. п. 87

V, IV, II

С двумястами девяноста тремя

2

П. п.

О двухстах девяноста трех

III. Закрепление

1. Тест.

1. Найдите числительное, употребленное с ошибкой:

а) Т. п. — пятьюстами сорока одним;

б) П. п. — о триста девяноста семи;

в) Р. п. — двухсот шестидесяти пяти;

г) Д. п. — четыремстам двадцати одному.

2. Определите правильное написание числительного в Д. п. и Т. п.:

а) сто сорок семи, сто сорок семи;

б) ста сорока семи, ста сорока семью;

в) сто сорок семи, сто сорок семью;

г) ста сорок семи, ста сорок семью.

3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?

а) к восемь целым двум пятым прибавить шесть;

б) трое подружек;

в) с двухстами книгами;

г) четверо медвежат.

2. Упражнение 245 с комментарием (по таблице).

3. Обобщающий тест.

Найдите верный вариант в определении морфологических признаков числительных:

а) одиннадцати ребят: числительное, простое, количественное, целое, употреблено в Р. п., стоит во мн. ч;

б) шестьюдесятью страницами: числительное, сложное, количественное, целое, употреблено в Т. п.;

в) пятнадцатому ряду: числительное, простое, количественное, употреблено в Д. п., стоит в ед. ч. м. р.

IV. Итог урока

Выставление оценок (по итогам тестов).

Домашнее задание

Учить теорию по склонению числительных, составить тест из 8—10 вопросов по всей теме.