Готовимся к ЕГЭ - Урок 4 - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Готовимся к ЕГЭ - Урок 4 - МОРФОЛОГИЯ

Цели: повторить и обобщить все изученное по теме “Имя существительное и прилагательное”; закрепить навыки морфологического разбора слов: отработать навыки работы с экзаменационными тестами.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: объяснить значение фразеологизмов.

Играть первую скрипку, петь с чужого голоса, снимать пенки, чужими руками жар загребать, на птичьих правах (жить), быльем поросло, нить Ариадны, прокрустово ложе, альфа и омега, альма-матер, ничтоже сумняшеся, сизифов труд, ни зги не видно, кот наплакал, вагон и маленькая тележка, белая ворона, ставить палки в колеса, белые мухи, подливать масло в огонь, уйти в свою скорлупу, авгиевы конюшни, лебединая песня, вавилонское столпотворение.

— Составьте с одним из фразеологических оборотов сложное предложение.

Примечание. Необходимо подвести учащихся к мысли, что фразеологические обороты следует употреблять в соответствии со стилем. Например, во фразеологизме “белые мухи” (снег) изначально заложена образность (метафоричность — перенос на основе сходства), поэтому он более уместен в книжном, художественном стиле, чем в разговорном.

II. Словарная работа

Наковальня, ультиматум, черепаховый, дивиденд, сентиментальный, интеллигенция, феномен, форель, озаренный, перегореть, растворимый, промокашка, равнина, сжигание, инициал, решетчатый, эдельвейс, брандспойт, экзотика, дерзостный, шествие, идиллия, аннотация, апелляция, аннулировать, сызнова, чрезвычайный, скоропреходящий, заусенец, плечико, соколиный, безветренный, убогонький.

III. Выполнение тестовых заданий

1. Имя существительное.

Вариант 1

1. Для определения имени существительного установите правильную последовательность строк.

а) обозначает предмет;

б) часть речи;

в) отвечает на вопросы кто? что?;

г) самостоятельная часть.

2. Укажите, к какому классу морфологических признаков имени существительного.

а) постоянных;

б) непостоянных — относятся:

1) падеж, число;

2) собственное — нарицательное, одушевленное — неодушевленное, род, склонение.

3. Укажите, в каких предложениях слова дали, пила являются именами существительными.

а) Нашему классу дали ответственное задание.

б) Новые дали манят нас с тобой.

в) Чай пила Настя лишь по вечерам.

г) Пила у отца остро наточена.

4. Дополните следующее предложение.

Начальной формой существительного является...

5. Какие существительные являются названиями предметов?

а) собственные;

б) нарицательные.

6. Укажите, к какому типу существительных:

а) нарицательных;

б) собственных — принадлежат следующие слова.

1) название картин, спектаклей, предприятий;

2) названия исторических событий.

7. Укажите, к какому типу существительных:

а) нарицательных;

б) которые могут быть и нарицательными, и собственными — принадлежат следующие группы слов.

1) роман, мишка, роза, слава, шарик;

2) улица, парк, сквер, площадь, озеро.

8. Из приведенного ниже списка выберите слова, в сочетании с которыми существительные:

а) лист;

б) находка — являются собственными.

1) бумага;

2) композитор;

3) порт;

4) интересная.

9. В каком из приведенных ниже рядов словосочетаний имена существительные пишутся:

а) с прописной (большой) буквы;

б) со строчной (маленькой) буквы?

1) сломанная сережка, красивые поля, воспаленная десна, покосившаяся рига, вздувшаяся вена;

2) мальчик сережа, девочка поля, река десна, город рига, город вена.

10. В каком из перечисленных ниже случаев имена собственные:

а) заключаются в кавычки;

б) не заключаются в кавычки?

1) заглавия книг, названия кинофильмов;

2) клички животных, названия улиц.

11. В какой из групп словосочетаний имена собственные:

а) заключаются в кавычки;

б) не заключаются в кавычки?

1) река Волга, писатель Максим Горький, город Орел, моя Москва, знакомый Евгений Онегин;

2) автомобиль Волга, теплоход Максим Горький, рассказ Орел, кинотеатр Москва, опера Евгений Онегин.

12. Для существительных единственного числа (колонка 1) найдите правильные соответствия в списке существительных со значением “множественность” (колонка 2).

а) ребенок

1) ребятишки;

б) дитя

2) ребята;

в) студент

3) дети;

г) молодец

4) студенчество;


5) студенты;


6) молодцы.

13. Укажите, в какой из приведенных ниже групп существительные, стоящие во мн. ч. И. п., имеют окончания:

а) а/я;

б) и/ы.

1) провод., (при отъезде), зуб., (у человека), лист., (у книги), мех., (кузнечные), пояс., (на земном шаре), хлеб., (печеные);

2) провод., (электрические), зуб., (у пилы), лист., (на дереве), мех., (выделанные шкурки), пояс., (часть одежды), хлеб., (на корню), пропуск., (документ).

14. Сколько форм множественного числа:

а) одну;

б) две — имеют следующие существительные?

1) кол;

2) сын.

15. Под какими цифрами (нечетными, четными) перечисленные ниже существительные являются:

а) неодушевленными;

б) одушевленными?

1) сторож;

2) сторожка;

3) матрос;

4) матроска;

5) поляк;

6) полька.

16. У каких существительных:

а) неодушевленных;

б) одушевленных — во множественном числе совпадают формы следующих падежей?

1) именительного и винительного падежей;

2) родительного и винительного падежей.

17. Ниже приводятся три ряда существительных. Выделите среди них ряд существительных:

а) мужского рода;

б) женского рода.

1) впечатление, повидло, полотенце, яблоко;

2) молодежь, мышь, вермишель, мозоль;

3) картофель, шампунь, путь, рояль.

18. Укажите:

а) правильную;

б) неправильную — форму рода следующих существительных.

1) рельс;

2) рельса;

3) туфель;

4) туфля.

19. Ниже приводятся три ряда существительных. Выделите среди них ряд существительных, имеющих форму только:

а) единственного числа;

б) множественного числа.

1) молодежь, свекла, молоко, темнота;

2) чернильница, свекловод, молодец, хлопец;

3) хлопоты, чернила, дрожжи, грабли.

20. В каком из приведенных ниже словосочетаний слово горелки, имеет форму:

а) только множественного числа;

б) и единственного, и множественного числа?

1) газовые горелки;

2) игра “горелки”.

21. В каком из приведенных ниже словосочетаний слово хлопок имеет форму:

а) только единственного числа;

б) и единственного, и множественного числа?

1) созревший хлопок;

2) громкий хлопок.

22. Для падежных вопросов (колонка 1) найдите правильные соответствия в списке названий падежей (колонка 2).

а) кого? чего?

1) именительный

б) кем? чем?

2) родительный;

в) о ком? о чем?

3) дательный;

г) кому? чему?

4) винительный;

5) творительный;

6) предложный.

23. К какой из перечисленных ниже падежных форм существительных ставится смысловой вопрос:

а) где?

б) куда?

1) винительный падеж;

2) дательный падеж;

3) предложный падеж.

24. К какой из перечисленных ниже падежных форм относятся предложенные словосочетания:

а) по улице;

б) на улице?

1) родительный падеж;

2) дательный падеж;

3) винительный падеж;

4) предложный падеж.

Вариант 2

1. В какой из форм у существительного окончание -е?

а) существительное 1-го скл. в Р. п.;

б) существительное 3-го скл. в Д. п.;

в) существительное 2-го скл. в П. п.;

г) существительное 3-го скл. в П. п.

2. В какой из форм у существительного окончание -и?

а) у существительного 1-го скл. в Р. п.;

б) у существительного 2-го скл. в П. п.;

в) у существительного 1-го скл. в Д. п.;

г) у существительного 1-го скл. в П. п.

3. У какого существительного окончание -с?

а) от библиотек..;

б) безчест..;

в) по пустын..;

г) от радост..;

д) к ноч...

4. Какое существительное имеет окончание -и?

а) о побед..;

б) по совеет..;

в) на запад..;

г) в газет..;

д) к туч...

5. От чего зависит правописание о/е в окончаниях существительных после шипящих и ц!

а) от падежа;

б) от склонения;

в) от ударения;

г) от рода.

6. В окончании какого существительного пишется гласная –e?

а) свеч..й;

б) крыш..й;

в) лиц..м;

г) мяч..м;

д) свинц..м.

7. Почему в слове о решении окончание -и?

а) это существительное 2-го склонения;

б) это существительное ср. р. в П. п.;

в) это существительное м. р. в П. п.;

г) это существительное, оканчивающееся на -ие;

д) это существительное неодушевленное.

8. В каком существительном на конце пишется -ь?

а) с крыш..;

б) нет луж..;

в) меч..;

г) мало груш..;

д) мелоч...

9. В каком существительном на конце не пишется -ь?

а) реч..;

б) гореч..;

в) мимо рощ..;

г) ноч..;

д) рож...

10. В суффиксе какого существительного пишется гласная -е?

а) смород..на;

б) нет им..ни;

в) большая ягод..на;

г) перед громад..ной;

д) штуков..на.

11. С помощью какого из суффиксов могут образовываться существительные со значением лица?

а) -ость;

б) -ищ-;

в) -от-;

г) -ени-;

д) -тель.

12. В каком из слов пропущен ь?

а) камен..щик;

б) бан..щик;

в) балкон..чик;

г) стекол..щик;

д) фонар..щик.

13. В каком слове суффикс -чик?

а) бетон..ик;

б) развел..ик;

в) камен..ик;

г) фонар..ик;

д) уголь..ик.

14. В каком слове суффикс -ик?

а) лесоч..к;

б) комоч..к;

в) попугайч..к;

г) уголоч..к;

д) цвет..к.

15. В каком слове суффикс -ек?

а) шнуроч..к;

б) кирпич..к;

в) ключ..к;

г) дожд..к;

д) сокол..к.

16. В каком слове в суффиксе после шипящей пишется о?

а) бараш..к;

б) реч..нька;

в) пальч..к;

г) ножич..к;

д) медвежонок.

17. В каком слове после шипящей в суффиксе пишется е?

а) собач..нка;

б) струч..к;

в) скворчонок;

г) бараш..к;

д) волдч..нок.

18. Найдите существительное, образованное с помощью приставки:

а) подросток;

б) приморье;

в) подбородок;

г) побратимы;

д) прирост.

19. Нес существительными пишется раздельно:

а) если слово без не не употребляется;

б) если слово с не можно заменить синонимом;

в) если в предложении подразумевается противопоставление;

г) если на приставку не падает ударение.

20. Найдите лишнее слово.

а) невежда;

б) немощность;

в) неженка;

г) небоскреб;

д) ненастье.

21. Найдите лишнее слово:

а) недруг;

б) незабудка;

в) неволя;

г) невезенье;

д) недоверчивость.

22. Найдите существительное мужского рода.

а) ГЭС;

б) вуз;

в) ТЭЦ;

г) ПТУ;

д) ЭВМ.

23. В каком слове есть дефис?

а) (пол)часа;

б) (полу)годовой;

в) (пол)апреля;

г) (пол)комнаты;

д) (полу)шубок.

24. В каком слове нет дефиса?

а) (пол)банана;

б) (пол)Петербурга;

в) (пол)леса;

г) (пол)арбуза;

д) (пол)листа.

25. Чтобы объяснить орфограмму в слове “реш..тка”, нужно:

а) определить, к какой части речи относится слово;

б) проверить написание по словарю;

в) определить морфему и позицию гласной, являющейся орфограммой;

г) произвести фонетический разбор слова;

д) подобрать проверочное слово.

2. Имя прилагательное.

1. У какого прилагательного разряд определен правильно?

а) городской (сад) — притяжательное;

б) смелый (герой) — относительное;

в) талантливейший (музыкант) — качественное.

2. Найдите прилагательные в форме превосходной степени.

а) приятнее;

б) честнее всех;

в) более легкий;

г) самые дружные;

д) глубочайший.

3. Укажите прилагательное с суффиксом -ск-.

а) вяз..ий;

б) рыбац..ий;

в) киргиз..ий;

г) скольз..кий.

4. Какое прилагательное пишется через дефис?

а) (железно)дорожный;

б) (средне)европейский;

в) (северо)морский;

г) (темно)красный.

5. В каких случаях на месте пропуска пишется нн!

а) ю..ый;

б) серебря..ый;

в) подли..ый;

г) даль тума..а;

д) безветре..ый.

6. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

а) замш..вый, плюш..вый, ш..пот, ключ..м;

б) овраж..к, туч..й, ландыш..вый, свинц..вый;

в) ножич..к, пальц..в, ситц..вый, пунц..вый;

г) туч.й, груш..вый, глянц..вый, лиц..вой.

7. Строение какого прилагательного соответствует схеме: корень — суффикс — суффикс — окончание?

а) глубинный;

б) туманный;

в) заботливый;

г) плюшевый.

8. В каких из указанных случаев не — приставка?

а) (не)болыиой дом;

б) (не)широкая, но глубокая;

в) (не)решительные действия;

г) (не)ряха;

д) далеко (не)красивый поступок.

9. Укажите в каком случае форма простой сравнительной степени образована верно.

а) тяжелыие;

б) ширше;

в) ярче;

г) хуже.

10. В каком слове ударение падает на третий слог?

а) спокойнее;

б) августовский;

в) красивейший;

г) языковая (колбаса).

11. Запишите не менее двух словосочетаний, доказывающих, что слово тяжелый многозначное.

12. Найдите грамматические ошибки в предложениях. Исправленные предложения перепишите.

а) В прошлом году погода была прохладнее.

б) У Кати почерк менее красивее, чем у Даши.

в) Байкал — самое глубочайшее пресное озеро.

13. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выделите суффиксы в именах прилагательных.

В январ..ский день детвора ра..ыпалась на лед..ном просторе (не)больш..й реч..нки. Мальчишки г..няли по льду жест..ную банку, девчонки вычерчивали коньками пр..чудл..вые узоры.

Осл..пительные сугробы снега св..ркали на солнце серебр..ными блес..ками.

Раскид..стые ели на берегу бр..сали на снег син..ватые тени.

IV. Итог урока