Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний - МОРФОЛОГИЯ

Цели: повторить лексико-грамматической категории “имя существительное”; отработать умения производить морфологический разбор существительных; повторить правила о правописании падежных окончаний существительных.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учитель может предложить работу по карточкам у доски, проверочный словарный диктант.

Вариант 1

Дальний Восток, созвездие Малая Медведица, мезозойская эра, гомерический смех, представители символизма, ветераны Великой Отечественной войны, Полтавская битва, крымское побережье, Белорусский государственный университет, решение Европарламента, абсолютный чемпион мира, булгаковский роман “Мастер и Маргарита”, Совет Безопасности ООН, Викин магнитофон, Всеобщая декларация прав человека, стиль барокко.

Вариант 2

Бородинское сражение, туманность Андромеды, юрский период, знаменитый акмеист, Великая французская революция, Владимир Красное Солнышко, Крымская война, полтавские улицы, есенинская поэма “Анна Снегина”, Госдума, Иванова книга, премьер-министр Индии, мыс Доброй Надежды, Верховная рада Украины, ариаднина нить, тургеневская проза, Дворец конгресса, Книга рекордов Гиннесса.

II. Работа по теме урока

1. Фронтальная беседа.

— Что изучает морфология?

— По каким принципам слова распределяются по частям речи?

— Дайте определение грамматической категории.

— Сколько частей речи в современном русском языке?

(Учитель обращает особое внимание на грамматический статус причастий и деепричастий.)

2. Самостоятельное чтение учебника.

В процессе чтения учащиеся составляют схему “Лексико-грамматические разряды имен существительных”. После выполнения работы учитель дает образец схемы 5, учащиеся вносят исправления.

Схема 5

Лексико-грамматические разряды имен существительных

3. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

1. Выполнение упражнения 177 (устно).

Из предложенного предложения выпишите имена существительные и определите их лексико-грамматические разряды.

Едва утренний петербургский поезд, еще толком не вынырнув из клубов паровозного дыма, остановился у перрона Николаевского вокзала, едва кондукторы откинули лесенки и взяли под козырек, как из вагона первого класса на платформу спрыгнул молодой человек весьма примечательной наружности (Б. Акунин).

2. Выполнение упражнения 180.

— Подберите прилагательные к существительным первого абзаца. Поможет ли это вам определить род?

— Какая часть речи также позволяет определить род существительного? (Глаголы в форме прошедшего времени ед. ч.)

4. Знакомство с порядком морфологического разбора существительного (с. 116).

Работа в тетрадях и у доски: записать предложение, выполнить морфологический разбор подчеркнутых имен существительных:

Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими.

III. Итог урока

Домашнее задание

1. § 33.

2. Приготовить комментарий к схеме “Лексико-грамматические разряды существительных”.

3. Упражнение 179.

4. Сделайте морфологический разбор трех имен существительных разных разрядов по выбору.

5. Подготовьте сообщения по теме “Правописание окончаний имен существительных”:

1) существительные с суффиксами -ушк-(-юшк-), -ишк-; -[j]я, -[j]е;

2) буквы е, ив окончаниях имен существительных;

3) склонение фамилий, населенных пунктов;

4) варианты падежных окончаний в И. п., род. п. и П. п.