Употребление прописных букв. Правила переноса слов - ОРФОГРАФИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Употребление прописных букв. Правила переноса слов - ОРФОГРАФИЯ

Цели: повторить и обобщить сведения по употреблению прописных букв; отработать навыки узнавания орфограммы “Прописная буква”, условий ее выбора.

Ход урока

I. Повторение орфограммы. Словарный диктант

Пьедестал памятника Петру, архитектурный ансамбль Дворцовой площади, воплощение замысла Растрелли, здание в стиле барокко,

Царскосельский лицей, по проекту Монферрана, Государственная Третьяковская галерея, станция метро Новослободская, санкт- петербургские мосты, черноморский берег, Сережины тетради, азовские волны, собор Василия Блаженного, Ломоносовские чтения, пушкинские стихи, знаменитая Ясная Поляна.

Учитель проверяет записанные словосочетания, объясняя употребление прописных букв. Обращается внимание учащихся, что прилагательные, образованные от имен собственных при помощи суффиксов -ов-(-ев-), -ин-, пишутся с большой (прописной) буквы, а прилагательные, образованные при помощи суффикса -ск-, — с маленькой. Исключения составляют прилагательные со значением имени кого-либо, памяти кого-либо (Нобелевская премия, Некрасовские чтения).

II. Работа по теме урока

(Чтение § 31 и составление алгоритма применения орфографического правила. Выполнение упражнений 175 (устно) и 170 (письменно с последующей проверкой).)

— Разберите слова по составу и впишите в таблицу.

Вооруженный второстепенный, выламывать, заманчивый, обучение, переподготовка, позолоченный, последовательность, приблизительный, разносторонний, рассказывают, подозрительный, расследование, зарубка, пересмотр, кошечка, книжник, поучение, небесполезный, наверху, приколотый, добавленный, молодой, молодость, запоминание.

Образец.

Приставка

Корень

Суффикс(ы)

Окончание

ис-

не-, -при-

-польз-

-нужд-

-ов, -ани-

-ённ-

ый

— Помогает ли знание морфемного состава переносить слова на письме? (Да, потому что мы переносим слова, ориентируясь не только на слоги, но и на морфемы.)

— Довольно часто в ученических работах встречаются ошибки, связанные с несоблюдением правил переноса слов. Что вы знаете о том, как можно и как нельзя переносить слова? (Переносить слова можно по слогам. Но, например, нельзя “отрывать” одну букву от приставки, корня или суффикса. Также нельзя оставлять на строке одну букву или переносить только согласные.)

В основе правил переноса лежит слоговой принцип, т. е. правильным считается перенос: по-то-лок, ка-ра-ван. Также следует учитывать морфемный состав слова: рас-кладывать, борщ-евой.

(Чтение § 32, заполнение таблицы и формулировка дополнительных условий переноса слов (беседа с классом).

Выполнение упражнения 176 и комментирование “по цепочке”.)

III. Итог урока

Домашнее задание

1. § 31, 32.

2. Вопросы на с. 112.

3. Упражнение 172.