Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных - ОРФОГРАФИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных - ОРФОГРАФИЯ

Цели: обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы; закрепить навыки графического обозначения орфограммы, умение работать с орфографическим словарем.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учитель проводит распределительный диктант (можно двух человек вызвать к доске). В первый столбик записываются слова с правописанием о после шипящих, во второй — е и ё.

Пшенка, бечевка, холодцом, танцевать, бойцом, зачет, трещотка, чопорный, шел, глянцевый, крыжовник, черный, ожог (третьей степени), ранцем, обжора, ситцевый, грушовка, тушенка, шерстка, шорох, щетка, шов, леденцом, шок, поджег (сарай).

Проверка диктанта — устно или с помощью записи на доске. Повторение правил правописания о, ё после шипящих.

II. Работа над орфограммой “Сомнительные согласные”

1. Слово учителя.

— Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правописанием согласных в корне. Какие это орфограммы? (Сомнительные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов.)

Давайте попробуем разобраться, почему в одних случаях согласные в корне произносятся четко, а в каких — нет. (Чтение § 24, с. 83.)

(Делается вывод о том, что согласные, как и гласные, могут находиться в сильной и слабой позициях по глухости/звонкости. В сильной позиции согласный произносится четко и соответствует своей букве, например: вода. В слабых позициях согласный становится сомнительным: он либо оглушается, либо озвончается, создавая тем самым трудности при написании слова. Выбор согласного звука зависит от его положения (сильная или слабая позиция), а также от традиции письма, например: труд — трудовой, кров — кровля.

По тексту параграфа составляется таблица “Сомнительные согласные”.)

Таблица 7

Сомнительные согласные

Сильная позиция

по глухости/звонкости

Примеры

Слабая позиция

по глухости/звонкости

Примеры

Перед гласным звуком

Стол

На конце слова

Дуб [п]

Перед сонорными согласными л, м, н, р

ступня

Перед шумным звонким согласным (происходит озвончение)

Косьба [з’б]

Перед шумным глухим согласным (происходит оглушение)

Ковш [фш]

— Как же правильно установить, какой согласный нужно писать? (Подобрать проверочное слово, в котором согласный звук стоял бы в сильной позиции: перед гласным звуком или сонорнымил, м, н, р.)

(Учитель обращает внимание, что в ряде случаев это общее правило не работает. Это касается слов типа абстракция или транскрипция. По правилу нужно было бы проверять их словами абстрагировать и транскрибировать, однако в существительных абстракция и транскрипция пишется глухой согласный.)

2. Закрепление изученного.

Упражнение 123 выполняется на доске.

При выполнении упражнения 124 нужно обязательно указывать морфему, в которой обнаружена сомнительная согласная. Дело в том, что сомнительные согласные в словах из упражнения сосредоточены не только в корнях (брош-ка, ковриж-ка), но и в приставках (пред-чувствие, под-толкнуть). Важно понимать, что ее можно проверить. В случае, если сомнительная согласная находится в корне, проверять нужно путем подбора однокоренного слова, если же в приставке, то проверять можно словом с той же приставкой (это необязательно может быть однокоренное слово). Например, орфограмму в слове под-толкнуть можно проверить словом подо-ждать. Такая проверка не распространена в школьной практике, но суть ее остается той же, что и при проверке сомнительной согласной в корне: нужно поставить сомнительную согласную в сильную позицию.

III. Работа над орфограммой “Непроизносимые согласные”

1. Знакомство с орфограммой.

Чтение § 25 (с. 84). Учащиеся выделяют два блока. Первый — это непроизносимая согласная в корне слова, которую можно проверить, подобрав слова, где согласный стоял бы перед гласной и, следовательно, слышался бы четко. Второй — непроизносимые согласные в сочетаниях сч, зч, жч и подобных, где непроизносимый согласный появляется на стыке двух морфем: приставки и корня, корня и суффикса.

2. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют задание: нужно определить, есть ли непроизносимая согласная в слове, подобрать проверочное слово.

Аген(?)ство, здра(?)ствуйте, блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский, добросовес(?)ный, закулис(?)ный, небес(?)ный, вкус(?)ный, пристрас(?)ный, опас(?)ный, перекрестный, чудес(?)ный, лес(?)ница, звез(?)ный, злос(?)ный, завис(?)ливый, сверс(?)ник, победонос(?)ный, чес(?)ный, дилетантский, я(?)ственный, лес(?)ный, лес(?)ной, кровенос(?)ный, я(?)ства, ровес(?)ник, интерес(?)ный, древес(?)ный, гиган(?)ский, свис(?)нуть, добросовес(?)ный, ше(?)ствовать, безмол(?)ствовать, сер(?)це, пас(?)бище, блес(?)нуть.

Дополнить содержание параграфа необходимо тем, что правописание непроизносимых согласных в ряде случаев зависит от лексического значения слова.

Учащиеся выполняют задание: нужно определить, есть ли непроизносимая согласная в корне; различаются ли слова в парах по своему лексическому значению; составить по одному словосочетанию (или предложению) с каждым словом и подобрать проверочные слова, исходя из лексического значения анализируемых слов.

Выслать - выстлать, яства - явственно, почивать - потчевать, костный - косный, гнусный - грустный, шествовать - шефствовать, чествовать - чувствовать, изморозь - изморось, вперемежку - вперемешку.

— Как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению? (Паронимы.)

IV. Работа над орфограммой “Удвоенные согласные в корне слова”

1. Знакомство с орфограммой.

Чтение § 26 (с. 86). Важно обратить внимание, что правила, описанные в параграфе, относятся только к правописанию двойных согласных в корне слова (для других морфем, например, в суффиксах прилагательных и причастий, действуют совершенно иные правила).

2. Выполнение упражнений.

— Есть ли в слове удвоенная согласная? Вставьте пропущенные согласные там, где это необходимо. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

Ак(?)лиматизация, ил(?)юстрация, дрес(?)ировать, абсцис(?)а, гал(?)ерея, ак(?)умулятор, ат(?)естат, бал(?)юстрада, бал(?) (выпускной), бал(?) (проходной), артил(?)ерия, орфограм(?)а, пал(?)исадник, хар(?)актер, рас(?)а, ап(?)етит, ап(?)ликация, артил(?)ерия, ал(?)ея, ал(?)егория, сим(?)етрия, ан(?)отация, ак(?)уратный, аллигатор, ап(?)арат, кас(?)ета, вож(?)и, хок(?)ей, эл(?)иксир, эф(?)ект, агрес(?)ия, мер(?)идиан, прес(?)а, сум(?)а (слагаемых), фил(?)иал, колон(?)а, колон(?)ка, оперет(?)а, ал(?)юминий, кол(?)ектив, ват(?)ага, дел(?)икатес, кил(?)ометр, бал(?)он, коммуникация, дискуссия, бел(?)етристика, мож(?)евельник, драм(?)а, агрес(?)ор, жуж(?)ание, бры(?)жет, дис(?)ертация, им(?)итация, кол(?)оквиум, хок(?)ей, пер(?)он, экспрес(?)ия, парал(?)ель, кор(?)идор, трол(?)ейбус, бал(?)он, тер(?)итория, привил(?)егия, диф(?)еренциация, им(?)унитет, сур(?)огат, кристал(?)ьная, клас(?)ицизм.

(Выполнение упражнения 131.)

V. Итог урока

Домашнее задание

1. Упражнения 139 и 140 (с. 90).

2. §27-30 (с. 93-104).

3. Повторить принципы русской орфографии (§ 18 на с. 62).