Календарно-тематическое планирование - 1 КЛАСС

Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год

Календарно-тематическое планирование - 1 КЛАСС

2-е полугодие — 501 часов (5 часов в неделю)

Номер урока

Тема урока

Количество часов

Слово и предложение (3 часа)

1

Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Определение количества слов в предложении. Членение предложения на слова.

1

2

Узнавание предложения по вопросам: о чём говорится? Что говорится о ...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения — грамматическая основа предложения (наблюдение).

1

3

Наблюдение за изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения.

1

Звуки и буквы (2 часа)

4

Слово. Звуки и обозначение их буквами. Различение в произношении и обозначении звуков. Фонетическая транскрипция.

1

5

Звуко-буквенный анализ слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение над связью звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путём замены звуков).

1

Слоги (1 час)

6

Слоговая структура слова. Деление слов на слоги.

1

Гласные звуки (2 часа)

7—8

Признаки гласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков.

2

Согласные звуки (1 час)

9

Признаки согласных звуков.

1

Перенос слов (2 часа)

10—11

Перенос слов по слогам. Правило переноса слов.

2

Проверочная работа2 на выявление умения делить слова на слоги.

Ударение (2 часа)

12

Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. Подвижность ударения в слове. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных звуков.

1

13

Нормы литературного произношения. Знакомство с орфоэпическим словарём. Работа с орфографическим словариком учебника.

1

Большая буква (3 часа)

14

Правописание имён, отчеств, фамилий людей. Понятие орфограммы.

1

15—16

Правописание кличек животных, названий улиц, сёл, деревень, городов и рек.

2

Русская азбука, или Алфавит (2 часа)

17—18

Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение над соответствием букв алфавита определённым звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).

2

5 диктантов: 3 зрительных, 2 слуховых.

Проверочный диктант на правописание большой буквы в именах собственных.

Твёрдые и мягкие согласные звуки (4 часа)

19—20

Наблюдение за обозначением твёрдых и мягких согласных звуков и различение их внутри звуковых пар. Транскрипция. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь.

2

21—22

Слова, в которых расходится количество звуков и букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука. Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, е, ё, ю).

2

5 диктантов: 3 зрительных, 2 слуховых.

Проверочная работа на узнавание твёрдости — мягкости согласных звуков и способов их обозначения.

Шипящие согласные звуки (4 часа)

23—26

Буквы шипящих согласных звуков: всегда твёрдых согласных ж и ш; всегда мягких согласных ч и щ. Сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн.

4

7 диктантов: 4 зрительных, 3 слуховых.

Проверочный диктант на правописание сочетаний жи— ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн.

Звонкие и глухие согласные звуки (2 часа)

27—28

Признаки звонких и глухих согласных звуков. Парные и непарные согласные звуки.

2

Парные согласные звуки в конце слова (3 часа)

29

Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков.

1

30—31

Наблюдение над произношением и написанием согласных звуков (оглушение на конце слова). Правило написания парных звонких на конце слова.

2

14 диктантов: 4 зрительных, 7 слуховых, 3 зрительно-слуховых.

Части речи (3 часа)

32—34

Различение реальных предметов и их названий. Номинативная, или назывная, функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Признаки частей речи в грамматике: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

3

Предлоги (2 часа)

35

Роль: предлоги служат для связи слов в предложении.

1

36

Отличие предлога от приставки (наблюдение).

1

1 слуховой диктант

Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные (2 часа)

37

Роль предложений с различной интонацией в речи. Наблюдение за предложениями, в которых что-то сообщается, в которых о чём-то просят или к чему-то побуждают, которые выражают сильное чувство.

1

38

Наблюдение за предложениями, в которых что-то сообщается, в которых о чём-то просят или к чему- то побуждают, которые выражают сильное чувство. Выделение речи говорящего с помощью знака “тире”.

1

Текст (4 часа)

39

Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста — целостность и законченность сообщения. Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.

1

40

Членение текста на предложения. Красная строка. Абзац как часть текста.

1

41—42

Монолог. Диалог. План речи (наблюдение).

2

Родственные слова. Корень слова (3 часа)

43

Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов.

1

44

Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове).

1

45

Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях).

1

Секреты речи (5 часов)

46

Пословицы, поговорки. Их смысл.

1

47

Слова, близкие по значению.

1

48

Эмоциональная лексика, выражающая чувства. Междометия.

1

49—50

Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слов.

2

Словарные слова: барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина, медведь, мороз, овощи, пирог, ребята, собака, ученик, учитель, ягода.


1 Распределение часов является примерным.

1 Здесь и далее представлены проверочные работы и диктанты тренировочного характера. Место и время их проведения учитель определяет сам, исходя из особенностей состава класса и учитывая установленные для начальной школы нормы диктантов, контрольных, проверочных и других работ.