Методика проведения зрительных и слуховых диктантов - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА В 1-2 КЛАССАХ

Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год

Методика проведения зрительных и слуховых диктантов - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА В 1-2 КЛАССАХ

Особое место отводится диктантам (главным образом зрительным и слуховым). При написании диктантов школьники учатся находить ошибкоопасные места. Кроме того, диктант является важным средством в работе над ошибками, допущенными в сочинениях, а также в письменных упражнениях.

В целый ряд слуховых диктантов, которые мы даём здесь, рекомендуется включать элементы зрительного диктанта. Слова на непройденные правила или особо трудные слова на уже изученные правила записать на доске.

Зрительный диктант надо проводить следующим образом: учитель предварительно пишет на классной доске все предложения диктанта столбиком, предупреждает учащихся о том, что надо очень внимательно всматриваться в каждое слово, в то, как оно написано; он говорит, что каждое предложение будет открыто для запоминания только один раз и ненадолго — надо постараться хорошо запомнить и написать правильно по памяти.

Сделав это предупреждение, учитель открывает первое предложение и держит его открытым примерно полминуты. Потом закрывает первое предложение, и дети пишут его. Затем в таком же порядке класс работает с остальными предложениями. Когда диктант закончен, учитель открывает все предложения, написанные на доске, и учащиеся проверяют написанное.

В тексте диктанта могут встречаться слова на такие правила, которые учащиеся ещё не знают. При разборе можно привлечь внимание школьников к некоторым из этих правил, сообщив их в предварительном, “практическом” виде, т. е. без грамматического обоснования. Однако этим не следует злоупотреблять.

Главное же назначение зрительного диктанта, о чём свидетельствует само название, — выработать у школьников привычку и умение всматриваться в слова и запоминать их написание.

Кроме тех зрительных диктантов, которые приведены в данном методическом пособии на с. 62—65 (для 1 класса) и на с. 113—118 (для 2 класса), учителю следует самому составлять тексты диктантов, включая в них слова по результатам проверки письменных работ.