Предметные результаты - ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК АВТОРА А. В. ПОЛЯКОВОЙ

Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год

Предметные результаты - ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК АВТОРА А. В. ПОЛЯКОВОЙ

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

В учебниках и рабочих тетрадях представлены соответствующие младшему школьному возрасту выразительные тексты о русском языке Н. Некрасова, К. Бальмонта, А. Толстого, К. Ушинского, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка и др. (см.: Личностные результаты, п. 2), которые способствуют воспитанию чувства уважения к родному русскому языку, пробуждению интереса к его изучению, формированию национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Языковым материалом почти каждой темы являются русские народные пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, загадки — в них ребёнок обнаруживает своеобразие фольклорных элементов языка, исторический пласт лексики, слова, присущие русскому народу и появившиеся на русской земле. Таким образом школьники учатся прослеживать связь культуры и языка. Данный языковой материал используется в учебниках и тетрадях для овладения школьниками определёнными языковыми единицами в процессе изучения языка, языковыми формами, в которых отражаются особенности национальной культуры, а также для постижения самих фактов и явлений национальной культуры русского народа.

В учебнике и тетрадях представлены отрывки из произведений классиков русской литературы — И. Бунина, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Тютчева и др. Чтение этих произведений и работа с ними позволяют знакомить детей с достоянием национальной культуры и способствуют духовному развитию личности.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Достижению этого результата способствует языковая среда учебников и тетрадей (слова, предложения, тексты, особая формулировка заданий — с обращением к ученику, а также задания, требующие от ученика объяснений и рассуждений, доказательства и др.), работа со словарями, работа по развитию письменной речи: списывание, письмо по памяти, написание изложений, работа по восстановлению деформированных текстов, а также речевое общение на уроке русского языка (диалоги учителя и ученика, автора учебника и ученика, ответы на вопросы и др.).

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Поставленная задача решается при изучении всех разделов курса русского языка: фонетики, графики, орфоэпии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, а также при обучении написанию изложений и сочинений. В учебниках и тетрадях представлены задания, которые:

1) формируют навыки правильного произношения звуков в слове и расстановки ударения в них, например: конечно [шн], что [шт], позвони´т, тóрты, правильного образования форм слов (чулок, носков), употребления в речи неизменяемых слов (кофе, пальто), навыки работы с фразеологическим, этимологическим и орфографическим словарями (последний представлен во всех учебниках).

2) формируют интонационные навыки (при работе над постановкой смыслового ударения в предложении, при работе над предложениями, разными по цели высказывания и интонации, предложениями с однородными членами и др.);

3) побуждают к выбору языковых средств при анализе авторского текста и созданию собственного текста в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (“Прочитай. Это текст разговорный или научный? Докажи”; “Запиши фразеологизмы со значением „безделье“”; “Составь предложение, используя образные сравнения (эпитеты, фразеологические обороты)”, “Какие слова употреблены в переносном значении?”, “Прочитай и сравни описания цветов в двух стихотворениях. Какой автор использует в описании восклицательное и вопросительное предложения?”, “О чём говорится в тексте автора? Выбери заглавие из предложенных”, “Какую часть стихотворения можно назвать монологом? Попробуй составить диалог в данной ситуации”, “Найди в тексте олицетворение” и др.).

4) формируют правила речевого этикета (например, 1 кл. — упр. 134—136 и др.); умения осуществлять контроль и оценку своих действий (например: “Проверь написанное по словарику”; “Запиши по памяти текст, диктуя себе по частям”; “Спиши, замечая место запятых”; “Спиши, пользуйтесь образцом”; “Напиши изложение, пользуясь памяткой „Готовимся к изложению“”).

5) способствуют овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учащиеся овладевают учебными действиями с такими языковыми единицами, как звук, буква, слог, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, учатся их находить, сравнивать, давать им характеристику. Это станет в дальнейшем основой для формирования обще-учебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами (см.: Метапредметные результаты, п. 5, 6, 7, 8).

Примеры заданий, направленных на овладение учебными действиями и умениями использовать знания для решения учебных задач, тема “Звонкие и глухие согласные звуки” (1 кл., с. 73—76): 1) Вслушайся, как звучат слова ... . 2) Какими буквами различаются слова на рисунке? Какие звуки они обозначают? 3) Выпиши слова, в которых первый согласный звонкий. 4) Произнеси звуки, обозначенные выделенными буквами. 5) Сколько звуков и букв в слове ... . 6) Сравни первые звуки в словах. Как они называются? 7) Выпиши из слов буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки и др.

Содержание упражнений и методического аппарата учебников 1—2 классов предполагает формирование у школьников первичных навыков работы с информацией: осуществления поиска и фиксации необходимой информации, определения способов её поиска (в учебнике, словарях, из наблюдений, при общении с учителем, со взрослыми); умения работать с информацией, представленной в разных форматах (тексте, рисунке, таблице, схеме, модели слова, памятке), понимать, анализировать, преобразовывать и дополнять её; умения создавать свою собственную информацию (сообщения, алгоритмы, письма, небольшие сочинения и др.) и представлять её.