Работа над сочинениями - 2 КЛАСС

Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год

Работа над сочинениями - 2 КЛАСС

В данном разделе раскрываются общие подходы к методике обучения написанию сочинений в системе Л. В. Занкова.

При четырёхлетнем начальном обучении учащиеся начинают пробовать писать сочинения со 2 класса.

На сочинения отводится 1 час каждую неделю в течение учебного года.

Методика обучения написанию сочинений отличается от общепринятой в начальной школе. Понятно, что такой вид работы, как письменное сочинение, неразрывно связан с развитием речи школьников. Успех уже первых сочинений учеников 2 класса будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждались творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.

Непосредственно перед написанием сочинения не проводится обычно принятая в практике учителя подготовительная работа: составление на уроке общего плана, проговаривание содержания каждого его пункта, словарная и орфографическая подготовка, устное составление всего связного текста и его последующая запись в тетради. При такой методике проведения сочинений остаются невостребованными живая мысль ребёнка, собственное отношение к предмету высказывания, эмоциональное самовыражение, работы получаются похожими одна на другую.

С первого дня пребывания ребёнка в школе весь процесс по системе развивающего обучения подчинён задаче достижения оптимального общего развития каждого ученика, составной частью которого является развитие связной речи.

Активная речевая деятельность обусловлена потребностью рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство многогранности методики. С наибольшей силой внутренне мотивированное будет выражено во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому.

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью.

Для речевой работы в учебниках по русскому языку используются тексты, сопровождаемые первоначальными сведениями о монологе и диалоге.

В 1—2 классах раскрываются основные признаки текста: целостность и законченность сообщения (единство темы, наличие основной мысли и её развитие, строение (структура) текста, его связность и членимость на микротемы — абзацы) (упр. 138—146 в 1 классе; упр. 223, 224, 226, 231, 240, 246 во 2 классе). Указанная работа должна способствовать осознанному подходу учащихся к написанию сочинений. Прежде всего нужно учить детей находить основную мысль в готовом тексте.

В задачу обучения написанию сочинений входит обогащение речи школьников средствами образности на примерах сравнений, переносного значения слова, синонимов, антонимов, эпитетов, фразеологизмов. На уроках русского языка дети получают представление о стилях речи (разговорный, научно-деловой, художественный), о типах речи (повествование, описание, рассуждение). Все эти сведения о речи должны помогать в работе над сочинениями и служить совершенствованию умения их написания.

Одним из важных источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии.

Вот в первые дни сентября первоклассники идут на первую экскурсию в парк, останавливаются на аллее (на поляне, у пруда, на опушке и т. п.).

— Посмотрите на небо, — говорит учитель.

— Ой, глазам ярко!

— Солнце слепит!

— Оно как золотое!

Затем дети всматриваются в небо. Одним оно кажется синим, другие уточняют: “Небо голубое”, а кто-то видит его белым. Нужно помочь детям увидеть, что небо над ними светлое, вдали голубое, безоблачное и очень высокое. Предложить вдохнуть воздух и помочь найти точные слова: воздух свежий, тёплый, чистый и прозрачный. Потом рассматриваются деревья и кусты, листва, трава, цветы, насекомые. Ребята слушают голоса птиц. Наконец, можно определить время года — ранняя осень. Дети находят сохранившиеся приметы лета и подмечают, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и сравнение — необходимые приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, диктуемые свойством многогранности.

Желательно проводить экскурсии на природу в разное время года, чтобы дети увидели и начало осени, и позднюю её пору; чтобы потоптались по первому насту и увидели, как “змейкой вьётся по земле лёгкая позёмка”; порадовались первым проталинкам на уже знакомых местах и первой травке, приходу весны и началу лета.

Много интересного дети могут почерпнуть во время коротких экскурсий на школьный двор: осенью послушать шуршание листвы, зимой разглядеть изморозь, иней, полюбоваться запорошенными снегом деревьями, а весной следить за капелью, набухающими почками тополя и берёзы.

Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.

Особенно много экскурсий должно быть в первые два года обучения. Детям необходимо и интересно знать всё: как работает башенный кран на стройке, снегоочистительные машины, как делаются игрушки на фабрике, как автоматы замешивают, пекут и заворачивают печенье, как печатаются книги, как работает почта, как выдают информацию компьютеры, как взлетают и садятся самолёты, как работают сельскохозяйственные машины на полях, как выращивают телят на ферме, как шьют костюмы для артистов цирка и т. д.

В самой школе проходят утренники, сборы, встречи с интересными людьми. Также необходимо водить детей в театры, музеи, на выставки.

Все впечатления школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребёнка появляется естественная потребность поделиться своими новыми знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Он выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове.

Дети хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Это и будет реализацией свойства вариантности методики, т. е. обеспечения активного участия на уроке всех учеников с учётом возможностей каждого. Задача учителя — научить их пользоваться словом, учить речи точной и стройной, правильной и последовательной, ясной и выразительной. Такое учение, в процессе которого накапливается некоторый навык устных высказываний, является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества.

На первых порах во 2 классе следует один раз в неделю на уроке давать ребятам задание: составить несколько предложений на определённую тему, чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе. Например: “Осенний воздух”, “Снег на солнце”, “Капризный апрель” и т. д. Дети пишут эти небольшие работы без всяких подсказок. Кроме указанных заданий, нужно практиковать сочинения-миниатюры: “Опиши цветок” (любой, по своему выбору) и др.

Исключительное значение имеет разбор сочинений. Учитель читает, дети слушают и участвуют в обсуждении. Отмечается в первую очередь умение рассказать в сочинении о своём восприятии темы, избегая общеизвестных описаний. При этом условии сочинения будут отличаться своеобразием. Чтение и обсуждение написанных работ преследует прежде всего цель привить любовь к искусству слова и желание писать. Случается, что ребята составляют рифмованные предложения.

Приведём примеры работ на тему “Снег на солнце”.

Володя Н. “Когда на снег падает луч солнца, то кажется, что снег начинает играть красками. Он становится то ослепительно белым, то розовым, под деревьями — синим”.

Настя П. “Лучик проскользнул сквозь тучи, осветил землю и зажёг на снегу весёлые маленькие искорки”.

Алёна Л. “Снег на солнце засверкает

Белым, синим огоньком

И под ёлочкой струится

Серебристым ручейком”.

При разборе сочинений можно записать на доске предложение из работы на тему “Осень” и коллективно поработать над ним: Осенний воздух пахнет опавшими листьями. Надо попробовать уточнить, когда и как пахнут опавшие осенние листья. Ребята предлагают варианты:

— В разгар осени...

— В разгар листопада...

— Во время листопада...

— Когда листья падают дождём...

— Когда наступает (начинается, приходит) листопад...

Дети описывают ощущения, связанные с запахом осеннего леса:

— Воздух наполняется запахом...

— Воздух пропитан...

— Воздух наполнен...

— Воздух насыщен запахом свежим и сырым...

— Я жадно вдыхаю...

— Я наслаждаюсь...

В результате всех поисков дети составляют предложение: Когда приходит листопад, воздух наполняется свежим и сырым запахом опавших листьев.

Наиболее важен здесь сам процесс работы над словом и предложением, поиск, вариативность. Но ещё важнее то, что благодаря свойству процессуальности развитие речи идёт как непрерывный процесс коллективного познания, в который включаются живая мысль и чувства каждого ученика.

Говоря об экскурсиях как источнике материала для детских сочинений на основе наблюдений, нужно остановиться на последовательности шагов учителя в организации работы над сочинениями. Выше было сказано, что дети пишут сочинение без непосредственной подготовительной работы на том уроке, который отводится для его написания. Но до написания сочинения после проведённой экскурсии, не допуская большого разрыва во времени между экскурсией и сочинением, в классе проводится обмен впечатлениями об экскурсии с акцентом на выбранное учителем направление обсуждения (его темы). После такого обсуждения детей предупреждают, что на следующем уроке они будут писать сочинение на основе проведённой экскурсии. Тему сочинения учитель сообщит на уроке.

Работая над сочинениями по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они стремятся, по каким показателям оцениваются их работы: 1) соответствие теме; 2) полнота и последовательность изложения; 3) не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, своё понимание, собственные чувства и свой рассказ, т. е. творчество; 4) стилистическая и орфографическая грамотность.

Учитель доводит эти требования до учащихся на понятном им языке. Нужно объяснить, в частности, что требование стилистической грамотности предполагает следование в описании выбранному стилю речи. Если, к примеру, в сочинении дети используют художественное описание, то не следует включать какие-либо научные (предметные) сведения, так как происходит смешение стилей речи. А такие случаи бывают.

Вот сочинение Ани К. на тему “Моя снежинка”1: “Однажды я поймала снежинку. Она была похожа на плюс, только с иголочками. Снежинка переливалась розовым, белым и голубым цветом. А теперь я хочу рассказать о её путешествии. На облаке родилась снежинка по имени Плюсик. Когда она выросла, полетела на землю и опустилась на подоконник нашего класса и смотрела, как дети занимаются математикой. А потом началась оттепель, и Плюсик растаяла, превратилась в капельку, потом в пар, а затем вернулась в свой дом на облако”. Как видно, заключительная часть представлена в форме научно-делового описания, что не соответствует сказочному сюжету.

Но вот сочинения написаны. Учитель проверяет их. Стилистические погрешности исправляются прямо по тексту. Что касается орфографических ошибок (естественно, что второклассники могут испытывать затруднения в написании некоторых слов), то ученик может проверить работу, используя свой словарик или орфографический школьный словарь. Обращение к словарю позволяет ребёнку сосредоточиться на работе с текстом.

Орфографические ошибки на непройденные правила следует исправлять учителю, а ошибки на изученные правила помечать для последующей работы над ошибками. Иногда можно сообщить некоторые правила написания (в предварительном виде без грамматического обоснования), например о написании -тся и -ться в глаголах, проверяя подстановкой вопросов: что делает? (кружится), что делать? (кружиться).

Ошибки, допущенные учащимися, целесообразно включать в зрительные диктанты. При проведении зрительного диктанта дети должны внимательно всматриваться в написание слов в течение короткого времени (примерно 10—12 секунд). Зрительный диктант записывается в тетрадях по частям, а затем, когда учитель открывает запись на доске, проверяется учащимися. Ошибочно написанные слова или буквы можно аккуратно зачеркнуть, дети не должны бояться делать исправления.

После проверки сочинений учителем наступает этап их обсуждения в классе. Учитель даёт общую оценку выполненной работы (щадящую, поощрительную). Затем зачитывает 2—3 удачных, по его мнению, сочинения и привлекает детей к обсуждению, побуждая их высказываться в соответствии с теми показателями-требованиями, которые приведены выше.

Можно зачитать отдельные удачные выдержки из ряда сочинений, стараясь охватить обсуждением возможно большее число работ. И на этом этапе дети высказывают свои суждения.

Не нужно персонально называть авторов не очень удавшихся сочинений. В этом случае можно выписать на доске 1—2 неудачных предложения, выражения и разобрать, в чём их недостатки. Например, в сочинении “Зима и весна” (в конце учебного года) ученик написал о зиме: “Посыпался пушистый снег. Зимой солнышко светит мало. Щёки у них красные, как яблоки”. Здесь налицо непоследовательность описания, скачки мысли, а образное сравнение не на месте.

В другом сочинении на ту же тему: “Когда они покатались с горки, они стали играть в снежки и лепить снежные бабы”. Учитель спрашивает детей, как лучше написать (повторяется слово “они”, вряд ли на самом деле лепили нескольких снеговиков).

Среди сочинений есть немало работ, в которых ярко проявляется настроение детей, эмоциональное отношение к событию, ребята подмечают превращения в окружающей природе.

Дима Ф. написал сочинение о снежинках:

“Почему снежинки бывают разные? Потому что они, когда летят, тогда попадают в холодную тучу. Там с ними происходят загадочные вещи, и они падают на землю. Об одной из них я хочу рассказать.

Однажды я шёл по улице, падал тихий снег. Я остановился, протянул руку. На варежку упало несколько снежинок, но одна из них была загадочно красива. Казалось, что это звёздочка, упавшая с неба. Её лучи были покрыты колючками. Вот какая была красивая снежинка! Жалко, что она растаяла”.

Какое прекрасное сожаление, заставляющее читателя проникнуться таким же настроением!

А вот сочинение на тему “Весна” Гали А.:

“Ах, какая радость! Лёд на Волге тронулся! Вода в Волге мутная. По мутной воде плывут громадные льдины.

Прилетели грачи. Они вьют гнёзда. Один грач летит, и у него в клюве веточка. Хорошо весной!”

Ведь заметила! Веточка в клюве! А ледоходу как радуется! И как сумела выразить свой восторг!

Вместе с духовным ростом ребёнка качественно меняется его устная и письменная речь по содержательности и выразительности, глубине и самостоятельности, сильнее проявляется индивидуальность автора. Все эти изменения можно проследить по сочинениям учащихся. Наблюдения и впечатления детей дают самый широкий круг тем для устных рассказов и сочинений: “Мои друзья”, “Любимые игры”, “Моё любимое занятие”, “Как я провожу выходной день (каникулы)”, “Мои трудовые обязанности в семье (как я помогаю дома, что я умею делать)”, “Мой дом (моя улица, мой двор)”, “Мои рыбки (хомячки, кошка, собака, попугай)”, “Зима и весна”, “Снежинки”, “Природа весной”, “Что мне рассказала капелька дождя” и т. д. — на выбор учащихся.

Приведём сочинение “Моя любимая игрушка”: “У меня есть зайчик Петя. Я его очень люблю. Весь он серый, только кончики лап белые. Уши у него очень длинные. У него красные глазки и носик. Носик ему вышила я. Потому что нос у него оторвался. А кончики лап закруглённые”.

Задача работы заключалась, возможно, в более точном описании предмета. В данном сочинении несколько нарушена последовательность описания (о лапах в начале и в конце), но отчётливо заметно соответствие задаче, внимание направлено на точное описание наблюдаемых признаков, их сравнительную характеристику. И слова найдены точные, подходящие именно к данному предмету: кончики лап закруглённые; весь он серый, кончики лап белые. Сама тема подсказывает выбор стиля и типа речи: деловое повествование с эмоциональным отношением. Видно, что учитель сумел развить у детей установку на наблюдение, что является основой развития наблюдательности как качества личности, а также на поиск речевых средств, чтобы выразить наблюдаемое словом.

На данном возрастном этапе дети любят загадочные, сказочные сюжеты, им нравится фантазировать и сочинять сказки. Учитель может предложить тему или дать задание придумать сказку на свою тему.

Сочинение на самостоятельно придуманную тему “Солнце и тюльпан”: “Однажды выглянуло Солнце и увидало цветок небывалой красоты. Это был тюльпан. Он ещё не распустился, но всё равно был очень красив. Солнце спросило Землю:

— Что это?

— Это тюльпан, — отвечала Земля.

— Но почему он такой грустный, не распускается?

— Солнца мало, — отвечает Земля, — вредные жучки, паучки разъедают.

— Будет ему тепло! — крикнуло Солнце.

И теперь Солнце и тюльпан встречаются каждый день. Это пришло лето”.

Если учитель выбирает в качестве тематики сочинений придумывание сказок, то нужно дать детям некоторые разъяснения об особенностях сказок:

1. Сказки делятся на три основные группы: бытовые, волшебные и о животных.

2. Композиция сказки: зачин, троекратное повторение, концовка.

3. Вымысел, большое количество элементов фантастики, занимательность.

4. Динамичность событий (быстрая сменяемость).

5. Большое количество диалогов, которыми наделяются и животные, и персонажи, и волшебные предметы.

6. Язык сказки изобилует постоянными эпитетами (трава шёлковая, добрый молодец, красна девица и др.).

7. Наличие волшебных предметов-помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и др.).

8. Частое использование в сюжетах сказок волшебных чисел 3, 7, 9, 12 и др.

Однако дети, не зная указанных особенностей, чувствуют жанр сказки, стремятся показать удивительное, невероятное, фантастическое в её сюжете. Они придумывают действие и героев (как в приведённой сказке, в которой разговаривают Солнце и Земля).

Фантазия детей проявляется и в других типах речевой деятельности, в частности в умении дать описание событию, явлению, ощущению и др. по выбору из предложенных тем.

В классе были предложены темы о каникулах, о любимых домашних животных, о зиме.

Ася К. и Аня Д. написали о снежинках:

“Снежинки бывают разные: в виде цветка, звезды, утёнка и шарика. Они переливаются разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в виде звезды. У неё есть история. Когда она появилась на свет, ей мир показался большим. Она очень долго летала, и наконец ветер перестал дуть. Выглянуло солнце, и снежинка спустилась на землю. Был мороз. Она сверкала огоньками”.

“В среду, во время урока труда, мы всем классом пошли на прогулку. Шёл снег. Учитель поймал на ладонь снежинку, и мы её рассматривали. Я представила её путешествие. Снежинка родилась на небе. Она любила мечтать, и ей очень хотелось увидеть сказочный мир. Незаметно налетел ветер, он подхватил Нельси, так звали снежинку, и она вместе с ним полетела над землёй. Она была в восторге, что наконец-то исполнилось её желание. Рядом с собой она заметила свою подругу Моли. Они порхали, кружились в воздухе и были очень счастливы. Мимо них проносились тысячи снежинок и падали на землю. Вот как интересно было двум снежинкам!”

Первая работа — это описание снежинок, в котором используются образные сравнения: “в виде цветка, звезды, утёнка и шарика”, снежинки характеризуются по цвету. Описываемый предмет в основном отражается в статике.

Во втором сочинении — переход от действительности (на прогулке) к придумыванию путешествия снежинки. Здесь фантазия-описание соединяется с фантазией- повествованием (появляется сюжет, действие, герои, они показываются в динамике).

Обсуждая с детьми эти сочинения, учитель подчеркнул указанные особенности, связав их с типами речи: в повествовании есть сюжет, в описании нет сюжета (действия).

В исследованиях по развитию речи2 указывается, что повествовательный текст насыщен формами глаголов прошедшего времени, они позволяют передавать последовательность действий. Эта особенность играет роль в создании (написании) повествовательного текста. Учитель на примерах покажет преобладающие формы слов в этом типе текста и укажет, что не нужно смешивать употребление времен глагола в тексте. Например, в приведённом сочинении-сказке “Солнце и тюльпан” употребляется и прошедшее, и настоящее время глагола: “Солнце спросило”, но “отвечает Земля”. Лучше придерживаться формы глагола прошедшего времени, так как описываются “бывшие” события: “Однажды...”, т. е. начало указывает на прошедшее время.

Кроме сказок, детям нравится сочинять басни. О баснях мы упоминали при рассмотрении крылатых выражений (см. с. 88).

Сочинение басен учащимся даётся труднее: нужен конфликт и мораль басни.

У Оли Л. басня называется “Роза и Воробей”: “Захотел Воробей подружиться с Розой, но Роза сказала: „Нет... Ты такой грязный и взъерошенный!“

Однажды на Розу взобрался червяк. А Воробей пролетал мимо. Роза жалобно просила ей помочь, и Воробей позвал своих товарищей...” Но это басня, и Оля вынуждена изменить концовку: “Но Воробей ответил: „Ты не хотела в дружбе жить со мной, и я не помогу тебе в беде“”.

Доброго и отзывчивого воробья пришлось переделать в строгого и злопамятного. Таковы законы жанра.

Данный пример показывает, что детям при подготовке к сочинению нужно учиться с помощью учителя продумывать его сюжет от начала до конца в соответствии с жанром.

Учитель организует работу по написанию сочинения заранее, давая знания о том литературном жанре, над которым предстоит работать (ознакомление с понятием “жанр” посредством неоднократного разбора произведений разных жанров).


1 Все примеры из сочинений приводятся без допущенных ошибок.

2 См.: Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. — М., 1975. — С. 86.