Учебник Русский язык. 2 класс. Часть 2. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2 - Методические рекомендации по работе с учебником и тетрадью - Раздел 2 - 2 КЛАСС

Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год

Учебник Русский язык. 2 класс. Часть 2. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2 - Методические рекомендации по работе с учебником и тетрадью - Раздел 2 - 2 КЛАСС

Упр. 1—5. В этих упражнениях рассматриваются признаки глаголов. Теперь уже нужно сопоставлять существительные и глаголы.

В упр. 6—9 показано, на какие вопросы могут отвечать глаголы. Наблюдения подводят к определению глагола как части речи.

Упр. 10—14 нацелены на различение глаголов и существительных.

Упр. 11—12 осложнены тем, что в них встречаются однокоренные существительные и глаголы.

Существительные, прилагательные и глаголы требуют при изучении во 2 классе осознания учащимися следующих сведений: 1) что обозначает слово (предмет, признак, действие); 2) на какой вопрос отвечает; 3) как изменяется.

В дальнейшем добавятся следующие пункты: 4) каким членом предложения чаще всего бывает в предложении; 5) какие имеет окончания; 6) как чаще всего образуется.

Такую таблицу можно вывесить в классе, чтобы учащиеся постепенно овладели последовательностью характеристик частей речи. По этим пунктам должно проходить и сопоставление частей речи по мере приобретения знаний.

Упр. 11. Здесь важно провести наблюдения за переходом одной части речи в другую и подвести учеников к выводу об изменяемости слов. Понимание изменяемости слов может быть углублено на материале изменения имён существительных по числам, вопросам, глаголов — по временам, прилагательных — по числам и родам (пока без разделения на словоизменение и словообразование).

Необходимо по мере ознакомления учащихся с этим материалом объединять и систематизировать все сведения, указывающие на изменения частей речи. Так, при изучении глагола выявляется ещё один важный аспект: изменения глагола, иллюстрирующие взаимосвязь частей речи. В упр. 15—18 устанавливается зависимость числа глагола от числа существительного, тем самым показывается одна из форм изменения глагола.

В качестве примера рассмотрим схему урока по этому, на первый взгляд несложному грамматическому вопросу. Однако и такой урок может внести свой вклад в формирование системы знаний учащихся, в осознание ими существенных взаимосвязей в учебном материале.

На уроке прежде всего ставится познавательная задача: изменяются ли глаголы по числам? Далее тема раскрывается в процессе последовательного выполнения учащимися заданий учителя. Могут быть разные варианты в подборе дидактического материала для урока. Но ориентирами должны служить логика изложения темы в учебнике, привлечение ранее изученных знаний, разнообразие заданий, занимательность, предоставление ученикам самостоятельности в поисках ответа на поставленные вопросы.

1) Учитель предлагает детям вспомнить, как изменяются имена существительные. (Ответ может быть таким: “По числам”. Ответы уточняются, дополняются самими учениками: “Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе; существительные в единственном числе обозначают один предмет; существительные во множественном числе обозначают несколько (много) предметов”.) Полезно вспомнить об именах существительных, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Дети приводят примеры таких существительных.

2) Даётся задание подобрать зимние слова - имена существительные в единственном и во множественном числе. Учитель записывает подобранные детьми слова на доске, для работы оставляет, например, такие: снег, лыжи, вьюга, морозы, лёд. Затем предлагает свои слова и записывает на следующей строчке глаголы, не согласующиеся в числе с существительными. В итоге запись может выглядеть так: снег, лыжи, вьюга, морозы, лед, идут, скользит, шумят, трещит, блестят.

Выясняется, правильно ли учитель подобрал слова. (Нужно подобрать существительные, а вы записали глаголы.)

- Вот молодцы! Заметили мою ошибку. Ну, раз уж так получилось, попробуем слова первой и второй строчек объединить в предложения. Составьте предложения. (Выслушать ответы детей.) У кого не получается? Почему? Что нужно изменить?

Затем можно записать предложения в тетрадях. Ученики наблюдают, какие изменения происходят в глаголах при составлении предложений и от чего они зависят. Попутно необходимо проверить правильность и подчеркнуть знакомые орфограммы.

3) Продолжить наблюдения за употреблением глаголов с существительными. Для этого выполняется работа с текстами загадок. Одна из них в упр. 17 (устно). Другая загадка записывается на доске.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

- Назовите отгадку.

- Одуванчик.

- Сколько предложений в тексте загадки? Назовите глаголы. Поставьте к ним вопросы и укажите число.

После выполнения этой части работы даётся следующее задание:

- Дополните и запишите предложение: Одуванчики ... у дорожки. В каком числе теперь стоит глагол? Поставьте вопрос. Какой вывод можно сделать о связи числа глагола с существительным? (Выслушать ответы детей, прочитать вывод на с. 10: “Если глагол связан с существительным в единственном числе, то он отвечает на вопросы: что делает? что сделает? Если глагол связан с существительным во множественном числе, то он отвечает на вопросы: что делают? что сделают?”.)

4) На доске записана скороговорка: Купила бабуся бусы Марусе. Ребята несколько раз повторяют скороговорку, убыстряя темп. Записывают скороговорку, подчёркивают основу предложения. Определяют, какой частью речи выражено сказуемое. (Глаголом в единственном числе.)

- Как вы определили число глагола?

- По существительному бабуся, оно в единственном числе.

5) Учитель вслух читает два текста. Дети должны определить, какой текст монолог, какой - диалог.

а) Текст-телеграмма: “...Я не могу приехать на ваш праздник, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и цветут чудесные цветы”.

- От кого телеграмма?

- От Дюймовочки. По сказке Андерсена.

6) - Бабушка, какие у вас длинные руки!

- Это, внучка, чтобы покрепче обнимать тебя.

- Бабушка, какие у вас большие уши!

- Это, внучка, чтобы получше слышать тебя.

- Из какой сказки этот отрывок?

- “Красная Шапочка” Ш. Перро.

- Какой текст - диалог?

б) Дети записывают на доске и в тетрадях предложение из первого текста: Цветут чудесные цветы.

- Подчеркните знакомую орфограмму. Измените число существительного. Как изменится глагол? Скажите новое предложение. Заключение в конце урока: “Что нового узнали?” (Глагол изменяется по числам.) “Что ещё можете добавить?” (Дети отвечают, какие вопросы ставятся к глаголам в единственном и во множественном числе.)

Упражнения 1—5 рабочей тетради продолжают линию работы по теме “Глагол”. Обращается внимание учащихся на точное употребление глагола в контексте (упр. 2), на возможность принадлежности одинаково звучащих слов к разным частям речи (упр. 3), на связь глаголов и имён существительных в плане их согласования (упр. 5).

Дополнительные упражнения по теме (при наличии времени для выполнения более сложной работы):

1. Спишите скороговорки.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат грачи.

Испекла Иришка

Куклам по коврижке.

• Найдите глаголы. Определите их число.

• В тексте какой скороговорки нельзя изменить число глагола? Почему?

• Что нарушится при изменении числа существительного в тексте о грачах? (Рифма.)

2. Запишите загадку.

Лёгкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех.

(Хлопок.)

• Подберите проверочное слово к существительному с парным согласным на конце.

• Составьте предложения из группы слов: хлопок, раздался, вырос, сильный, хлопок.

• Выясните значение слов: хлóп[а]к, хл[а]пóк. На этом материале дети наблюдают явление орфографии (без называния термина): слова, совпадающие на письме, но звучащие по-разному.

Ученики устно составляют предложения, находят подлежащее и сказуемое, указывают, какой частью речи они выражены.

Упр. 21—43. Помогают в овладении правописанием парных согласных на конце слова. В них организуется наблюдение за расхождением и совпадением произношения и написания парных согласных. Устанавливается, что все парные согласные звуки на конце слов произносятся глухо, а на письме могут быть обозначены буквой глухого либо звонкого звука. Учащиеся делают вывод о том, как осуществить выбор буквы в каждом случае. Такие наблюдения следует проводить систематически и в дальнейшем при выполнении упражнений по этой теме.

Для закрепления и систематизации знаний по данной теме используются упр. 6—13 рабочей тетради.

Упр. 44—105. При изучении имён прилагательных важно добиваться осознания детьми самого понятия “признак предмета”, а следовательно, связи имён прилагательных с именами существительными, для чего необходимо пользоваться терминами “словосочетание” и “согласование” (“согласуются”).

Важно также не только понимание учащимися разнообразия признаков, но и рассмотрение их по определённым группам: форма, цвет, величина, назначение и т. д. (упр. 62 учебника, упр. 17 рабочей тетради).

Следует уделить особое внимание различению имён прилагательных и существительных; прилагательных, существительных и глаголов (упр. 51, 52, 56 и др.).

Работа с прилагательными продолжается в сочетании с правописанием парных согласных на конце слова (упр. 70, 74 и др.), при изучении изменения прилагательных по родам и числам (упр. 77—105), в упражнениях на правописание родовых окончаний прилагательных (упр. 102, 104—105).

В ряде упражнений рассматриваются имена прилагательные-синонимы (упр. 65, 66), прилагательные-антонимы (упр. 62, 64), образные сравнения (упр. 61, 86 и др.), что важно для накопления наблюдений о роли прилагательных в формировании образной речи, в частности эпитетов.

Упр. 14—22 рабочей тетради призваны разнообразить языковой материал по изучаемой теме. Упр. 14 даёт яркое представление о роли прилагательных в речи и необходимости их употребления; упр. 17—20 способствуют дальнейшему осознанию учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного (согласования); упр. 21—22 тренируют учащихся в определении рода и числа имён прилагательных, в определении родовых окончаний имён прилагательных.

Упр. 106—120. При выполнении этих упражнений и вообще при работе с однокоренными словами следует приучать детей к такому порядку действий, когда прежде всего выясняется значение слова, а затем находится его корень. Этот порядок важен для того, чтобы дети при подборе однокоренных слов умели находить действительно однокоренные слова на том основании, что они близки по смыслу. Очень важно, чтобы ребята контролировали себя путём сопоставления значений исходных слов и значений тех слов, которые они подобрали в качестве однокоренных.

Упр. 121—122. Ученики могут наблюдать, что при подборе однокоренных слов в одну и ту же группу попадают слова, относящиеся к разным частям речи.

Для продолжения работы по наблюдению за однокоренными словами и их признаками служат упр. 23—30 рабочей тетради.

Упр. 123—129. Внимание детей обращено на роль предлогов в предложении (для связи слов). Изучая предлоги, можно конкретизировать, для связи каких именно слов служат предлоги: для связи существительных с другими частями речи (вышел из комнаты), а также для связи разных существительных (дерево у реки).

Большое место в упражнениях отводится обнаружению и правописанию предлогов в сопоставлении с приставками. Предлагаются упражнения на самостоятельный подбор предлогов (упр. 127, 129 учебника, упр. 32 рабочей тетради). Важно, что в упр. 127 внимание фиксируется на изученных частях речи и их различении. При выполнении упр. 129 следует разъяснить учащимся, какие слова не являются предлогами (союзы и, да, отрицательная частица не), а также указать на предлог посреди.

Упр. 130—141. В этих упражнениях впервые начинаются наблюдения детей над изменением имён существительных в предложениях. Вначале следует направить внимание на смысловые связи существительных с другими словами в предложениях (например, с глаголами) и на изменение существительных по вопросам. Но вперемешку с этими упражнениями нужно давать и специальные задания на наблюдения над окончаниями имён существительных при изменении по вопросам.

Упр. 134, 135, 137, 139, 140. Дают материал для работы над системой окончаний имён существительных 1-го склонения (термин “склонение” во 2 классе употреблять не нужно).

Для дополнительной работы по теме “Изменение имён существительных по вопросам” можно использовать упр. 34—36 рабочей тетради. В упр. 36 учащимся предлагается сопоставить однокоренные слова к существительному “дело” и формы, полученные в результате изменения существительного “дело” по вопросам.

Упр. 142—167. Продолжаются наблюдения за изменениями глаголов по временам. Целесообразно уже с самого начала поставить вопрос о том, как определяют время глаголов: 1) по вопросам для узнавания глаголов настоящего и прошедшего времени; 2) по букве л в сочетании с вопросом для узнавания глаголов прошедшего времени. Оба эти показателя следует использовать для выявления отношения действия к моменту речи, о чём говорится в упр. 142.

К примеру, в упр. 144 вся работа заключается в нахождении суффикса -л- (детям этот термин не сообщается, а говорится о букве) в сочетании с вопросом (что делала? что делали?).

Упр. 145—156. Эти упражнения на определение, преобразование форм глаголов настоящего и прошедшего времени, самостоятельный подбор этих форм.

Упр. 155, 160, 162. Работа по определению временных форм сочетается с заданиями на пройденный материал. Включаются задания на нахождение основы предложения и словосочетаний прилагательных с существительными.

Упр. 157—159, 161, 163—167. Упражнения на работу с однокоренными словами.

Выше уже говорилось, что подбор и группировку однокоренных слов учащиеся всегда должны начинать с выяснения значения данного слова и выделения корня. Следует ещё добавить, что в упражнениях даются задания подобрать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Необходимо специально сосредоточить внимание детей на том, что в одну и ту же группу однокоренных слов входят слова, относящиеся к разным частям речи.

Упр. 37—42 рабочей тетради продолжают линию работы по теме “Настоящее и прошедшее время глагола”. Также включаются и задания на пройденный ранее материал: на определение числа и рода имён прилагательных, имён существительных; на обнаружение слов с парным согласным звуком в конце слова и проверку их написания; на нахождение главных членов предложения; на связь слов в предложении.

Упр. 168—174. Порядок действий, указанный в инструкции к упражнениям (постановка ударения и нахождение безударных гласных в корне), является наиболее целесообразным в работе над правописанием безударных гласных, проверяемых ударением.

Упр. 175—186, 190—198. Дают материал на выявление различных способов проверки безударных гласных: проверка путём изменения числа существительных; проверка с помощью однокоренных существительных; слова одной части речи проверяются однокоренными словами, относящимися к другой части речи; проверка путём изменения временных глагольных форм.

Важно, чтобы учащиеся знали способы проверки в комплексе и могли своими словами сказать, какой способ проверки в каждом случае применяется.

На этом материале можно продолжить наблюдения учеников над тем, что при подборе однокоренных слов в одну и ту же группу попадают слова разных частей речи.

Следует обратить внимание учащихся на то, что во всех упражнениях инструкция требует писать проверочное слово перед проверяемым.

Проверка безударных гласных сочетается с работой по анализу текста. В упр. 195 орфографическое задание дополнено лексическим — подобрать синонимы к слову из текста.

Особо остановимся на упражнениях учебника, в которых требуется подобрать слова или предложения в соответствии с различными грамматическими заданиями. При выполнении таких упражнений учитель записывает некоторые из предложенных детьми слов или предложений, после чего ученики по указанию учителя списывают их с доски в тетради. Полезнее всего списывать те из предложенных учениками слов (предложений), которые трудны в орфографическом отношении.

Упр. 187—189. Наблюдение за правописанием непроверяемых безударных гласных. Многие из слов с такой орфограммой помещены в словарике в конце учебника. Их можно группировать тематически, включать в диктанты, составлять с ними словосочетания и предложения, использовать как опорные слова при составлении текстов (“Под моим окном”, “Какие бывают лестницы”, “Что я знаю о диалоге и монологе”, “Что живёт в корне слова”, “Мой щенок”, “Какие секреты речи я знаю” и т. п.).

На материале упр. 43—46 рабочей тетради учащиеся вновь могут наблюдать необходимость проверки безударного гласного звука в корне, так как произношение и написание слова могут как совпадать, так и не совпадать. Упр. 47—50 способствуют отработке навыка правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выполняя упр. 51, учащиеся вновь отмечают, что не все безударные гласные в корне можно проверить ударением. Упр. 52 сочетает в себе работу с безударными гласными в корне и работу с текстом: составление текста из деформированных предложений, подбор заглавия к тексту, а также содержит задания на изученный ранее материал.

Упр. 199—206. Выполнение этих упражнений необходимо для наблюдений над глаголами будущего времени в сопоставлении с глаголами настоящего и прошедшего времени.

Упр. 207—220. Эти упражнения содержат задания на применение сведений о временах глагола, употребление имён прилагательных и существительных, повторение орфографических правил. Таким образом осуществляется связь знаний, их взаимодействие.

Упр. 53—57 рабочей тетради содержат задания на определение числа и времени глаголов, на различение времени глаголов, образование временных глагольных форм, на обнаружение и проверку знакомых учащимся орфограмм.

Упр. 221—239. Включают ознакомительные сведения о разговорной, научно-деловой и художественной речи, роли эпитетов в речи. Значительное место отводится работе с текстами: выбору заголовка из данных, узнаванию диалога и монолога, расположению данных к тексту пунктов плана. Продолжают данную линию работы упр. 58, 60—63 рабочей тетради.

Упр. 240—242. Для ознакомления с типами речи: повествованием, описанием, рассуждением. В рабочей тетради с этой целью выполняются упр. 62, 64.

Во многих заданиях группы упр. 221—245 учебника и 60—63 рабочей тетради внимание обращается на образные сравнения в предлагаемых текстах, что важно для развития речи учащихся, понимания ими языковых средств выразительности речи, пополнения словарного запаса.

В конце рабочей тетради имеются проверочные задания, которые можно использовать в качестве диагностических на предмет изученности учащимися тем второго полугодия. Кроме того, следует обратить внимание ребят на необходимость пользования памятками для проверки написания безударного звука в корне слова и парного согласного звука на конце слова. Памятки важно проанализировать вместе с учащимися при изучении конкретной темы и выведении правила правописания.

Работу над упражнениями учебника следует организовать так, чтобы систематически шло сопоставление нового материала с ранее изученным.

Посмотрим, как связаны между собой упражнения по грамматическим темам.

Занимаясь по теме “Глагол” (упр. 10, 11, 12), можно провести сопоставление глагола как части речи со значением действия и имени существительного как части речи с предметным значением. Кроме того, важно соотнести указанные части речи с грамматическими вопросами. Точно так же можно проводить работу на материале упр. 122. Главное в этом упражнении — группировка однокоренных слов по частям речи. Учащиеся должны понять, что слова, относящиеся к разным частям речи, могут быть однокоренными.

Во многие упражнения учебника и тетради включены слова с разными орфограммами или относящиеся к разным частям речи. При этом с новым материалом связываются знания, приобретённые в разные периоды учебного года. Например, упр. 29 и 34 учебника относятся к теме “Парные согласные звуки в конце слова”. А слова подобраны так, что при их изменении должны образоваться существительные в единственном числе с орфограммами на конце. Таким образом, упражняясь в правописании парных согласных, ученики должны оперировать числом существительных, хотя темы “Имя существительное” и “Число имён существительных” пройдены значительно раньше.

В упражнениях по теме “Речь” (упр. 221—246) содержатся задания, относящиеся к предложению: найти основу предложения (упр. 223, 224), вспомнить восклицательные предложения (упр. 246), имена собственные (упр. 225, 238). Внимание уделяется нахождению словосочетаний прилагательных с именами существительными (упр. 229, 233, 235).

В ряде заданий требуется объяснить разные орфограммы, изучавшиеся на протяжении учебного года (упр. 239, 244—246), вспомнить деление слов на слоги (упр. 232, 244).

Количество упражнений по каждой теме программы определено из расчёта два-три упражнения в день, включая диктанты.

В целом в учебнике и рабочей тетради представлены тексты разных типов.

Для предметно-ориентированных текстов характерным является представление объектов в их естественных связях и зависимостях (например, предметные знания по русскому языку).

Характерным для ценностно-ориентированных текстов является то, что любой объект характеризуется в них не со стороны его естественных свойств, а по отношению к человеку и присущим человеку идеалам и целям. В текстах должны выражаться определённые чувства.

Характерным для инструментально-ориентированных текстов является раскрытие способов действий для определённых условий, наличие различного рода инструкций, указывающих на способы достижения целей, на методы и приёмы решения задач.

В учебнике и тетради встречаются все указанные типы текстов. При этом на первый план выступает свойство многогранности, тесно взаимодействующее с процессуальностью. Фонетика, грамматика, правописание, развитие речи представлены в единстве предметно-ориентированных и ценностно-ориентированных (художественных) текстов. Назовём в качестве примеров реализации свойства многогранности: ч. 1 — упр. 20, 21, 41, 64, 75, 90, 105, 107, 132, 140, 158, 179 и др.; ч. 2 — упр. 3, 6, 8, 20, 118, 122, 129, 141, 145, 156, 160, 162, 167, 198, 206, 453 и др.

Инструментально-ориентированные тексты можно узнать по определению. В частности, их образцами являются тексты инструкций, помещенные в разделах “План действий” и “Подробные разъяснения”.

В качестве заданий повышенной трудности в учебнике и рабочей тетради в подавляющем большинстве случаев используются задания на группировку учебного материала.

Задания на группировку рассчитаны на то, чтобы учащиеся овладели такими мыслительными действиями, как рассмотрение ряда объектов по одному общему признаку (ч. 1 — упр. 102, 142, 144, 145, 238; ч. 2 — упр. 10, 13, 14, 19, 51, 56, 69, 63, 116), рассмотрение ряда объектов с разных точек зрения (ч. 1 — упр. 141, 156, 222; ч. 2 — упр. 119, 189), обобщение знаний (ч. 1 — упр. 143, 156; ч. 2 — упр. 214).

Упр. 143 (ч. 1) представляет собой пример задания на обобщение знаний. Умение обобщать изученный материал, устанавливать в нём связи является одной из операций классификации (группировки). Это умение нужно формировать начиная с 1 класса наряду с умениями рассматривать слова с одной и с разных точек зрения.

Ученики могут дать правильные ответы различной степени обобщённости: написать только конкретные буквы (отдельно или в составе слов), обозначающие мягкость согласных и, я, ю, е, ё, ь,т. е. дать иллюстрацию способа; рассказать о шести случаях обозначения мягкости согласных по количеству букв (ответ будет иметь конкретно-обобщённый характер); указать два способа обозначения мягкости (буквами, которые сами обозначают звуки, и мягким знаком).

В последнем случае ответ будет иметь обобщённый характер и свидетельствовать о хорошо развитой способности к обобщению знаний, так как учащиеся выделяют способы не как равнозначные, а как разные. Конечно, о глубине ответа будет свидетельствовать также правильность словесной иллюстрации.

Упр. 143 следует выполнять в такой последовательности: сначала письменная часть, а потом подробное коллективное обсуждение выполненного, отбор верных вариантов выполнения заданий, обоснование их правильности, корректировка написанного в тетрадях.

Подводя итоги урока, следует отметить наиболее точный вариант ответа: “Есть два способа обозначения мягкости согласных: при помощи букв и, я, ю, е, ё и при помощи мягкого знака”.

На протяжении обучения во 2 классе учитель накапливает наблюдения (например, в особой тетради) за продвижением учащихся по уровням (инструкциям) выполнения заданий повышенной трудности, данных в учебнике, и на этом основании может судить о развитии самостоятельного творческого мышления учеников.

В дополнение к упражнениям учебника и рабочей тетради приводим примерные тексты диктантов (слуховых, зрительных и смешанных) по отдельным темам (с. 113—118 данного пособия). Подробно методика проведения зрительного диктанта уже рассматривалась на с. 30.

Кроме тех зрительных диктантов, которые даны ниже, учителю следует самому составлять тексты диктантов, включая в них слова по результатам проверки сочинений и других письменных работ.