Вариант 2 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2017

Група в ViberГрупа в Facebook

Физика - Основной государственный экзамен

Вариант 2 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2017

Часть 1

При выполнении заданий 2-5, 8, 11-14, 17-18 и 20-21 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 запишите в виде числа с учетом указанных в ответе единиц.

1. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

1) закон упругой деформации

2) закон всемирного тяготения

3) закон равновесия рычага

ИМЕНА УЧЕНЫХ

1) Б. Паскаль

2) Э. Торричелли

3) Архимед

4) Р. Гук

5) И. Ньютон

Ответ:

А

Б

В




2. Учащийся выполнял эксперимент по измерению силы трения, действующей на два тела, движущихся по горизонтальным поверхностям. Масса первого тела m1 масса второго тела m2, причем m1 = 2m2. Он получил результаты, представленные на рисунке в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы?

1) сила нормального давления N2 = 2N1

2) сила нормального давления N1 = N2

3) коэффициент трения μ1 = μ2

4) коэффициент трения μ2 = 2μ1

Ответ:

3. Мяч бросают вертикально вверх с поверхности Земли. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. При увеличении начальной скорости мяча в 2 раза высота подъёма мяча

1) увеличится в √2 раза

2) увеличится в 2 раза

3) увеличится в 4 раза

4) не изменится

Ответ:

4. Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, испускаемых камертонами, если для первой волны амплитуда A1 = 1 мм, частота v1 = 600 Гц, для второй волны амплитуда А2 = 2мм, частота v2 = 300 Гц.

1) громкость первого звука больше, чем второго, а высота тона меньше

2) и громкость первого звука, и высота тона больше, чем второго

3) и громкость первого звука, и высота тона меньше, чем второго

4) громкость первого звука меньше, чем второго, а высота тона больше

Ответ:

5. На рисунке изображены три тела разного объема и одинаковой массы. Каково соотношение между плотностью веществ, из которых сделаны эти тела?

Ответ:

6. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных Укажите их номера.

1) В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную потенциальную энергию.

2) В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют минимальную потенциальную энергию.

3) Маятник 1 совершает затухающие колебания.

4) При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника убывает.

5) Частоты колебаний маятников совпадают.

Ответ:

7. На коротком плече рычага укреплён груз массой 100 кг. Для того чтобы поднять груз на высоту 8 см, к длинному плечу рычага приложили силу, равную 200 Н. При этом точка приложения этой силы опустилась на 50 см. Определите КПД рычага.

Ответ: _____ %

8. В открытый сосуд, заполненный водой, в области А (см. рисунок) разместили крупинки марганцовки (перманганата калия). В каком направлении преимущественно будет происходить окрашивание воды от крупинок марганцовки, если начать нагревание сосуда с водой так, как показано на рисунке?

1) 1

2) 2

3) 3

4) во всех направлениях одинаково

Ответ:

9. На рисунке представлен график зависимости температуры некоторого вещества от полученного количества теплоты. Первоначально вещество находилось в жидком состоянии.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Удельная теплоёмкость вещества в жидком состоянии равна удельной теплоёмкости вещества в газообразном состоянии.

2) Температура кипения вещества равна t1.

3) В точке В вещество находится в жидком состоянии.

4) В процессе перехода из состояния Б в состояние В внутренняя энергия вещества увеличивается.

5) Участок графика ВГ соответствует процессу парообразования вещества.

Ответ:

10. 3 л воды, взятой при температуре 20 °С, смешали с водой при температуре 100 °С. Температура смеси оказалась равной 40 °С. Чему равна масса горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.

Ответ:___ кг

11. Положительно заряженную стеклянную палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок).

Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки правильно показано на рисунке

Ответ:

12. Имеется три резистора, изготовленных из различных материалов и имеющих различные размеры (см. рисунок).

Наименьшее электрическое сопротивление при комнатной температуре имеет(-ют) резистор(-ы)

1) 1

2) 2

3) 3

4) 1 и 2

Ответ:

13. Линейный проводник закрепили над магнитной стрелкой и собрали электрическую цепь, представленную на рисунке.

При замыкании ключа магнитная стрелка

1) останется на месте

2) повернётся на 180°

3) повернётся на 90° и установится перпендикулярно плоскости рисунка южным полюсом на читателя

4) повернётся на 90° и установится перпендикулярно плоскости рисунка северным полюсом на читателя

Ответ:

14. Какая из представленных на рисунке схем хода параллельного пучка лучей соответствует случаю дальнозоркого глаза?

Ответ:

15. На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как изменяется при передвижении ползунка реостата влево его сопротивление и сила тока в цепи?

Для каждой величины определите характер её изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Сопротивление реостата

Сила тока в цепи



16. Рассчитайте длину нихромовой проволоки площадью поперечного сечения 0,05 мм2, необходимой для изготовления спирали нагревателя мощностью 275 Вт, работающего от сети постоянного напряжения 220 В.

Ответ:__ (м)

17. Радиоактивный препарат помещают в магнитное поле, в результате чего пучок радиоактивного излучения распадается на три компоненты (см. рисунок).

Компонент (1) соответствует

1) гамма-излучению

2) альфа-излучению

3) бета-излучению

4) нейтронному излучению

Ответ:

18. Ученик провёл опыты по изучению силы трения скольжения, равномерно перемещая брусок с грузами по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра (см. рисунок).

Результаты измерений массы бруска с грузами m, площади соприкосновения бруска и поверхности S и приложенной силы F он представил в таблице.

№ опыта

Поверхность

m, г

S, см2

F,Н

1

Деревянная рейка

200

30

0,8

2

Пластиковая рейка

200

30

0,4

3

Деревянная рейка

100

20

0,4

На основании выполненных измерений можно утверждать, что сила трения скольжения

1) не зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности

2) с увеличением площади соприкасаемых поверхностей увеличивается

3) с увеличением массы бруска увеличивается

4) зависит от рода соприкасающихся поверхностей

Ответ:

19. Используя две катушки, одна из которых подсоединена к источнику тока, а другая замкнута на амперметр, ученик изучал явление электромагнитной индукции. На рисунке А представлена схема эксперимента, а на рисунке Б - показания амперметра для момента замыкания цепи с катушкой 1 (рис. 1), для установившегося постоянного тока, протекающего через катушку 1 (рис. 2), и для момента размыкания цепи с катушкой 1 (рис. 3).

Рисунок А

Рисунок Б

Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие экспериментальным наблюдениям. Укажите их номера.

1) В катушке 1 электрический ток протекает только в момент замыкания и размыкания цепи

2) Направление индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока, пронизывающего катушку 2

3) При изменении магнитного поля, создаваемого катушкой 1, в катушке 2 возникает индукционный ток

4) Направление индукционного тока в катушке 2 зависит от того, увеличивается или уменьшается электрический ток в катушке 1

5) Величина индукционного тока зависит от магнитных свойств среды

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 20-22.

Цунами

Цунами - это одно из наиболее мощных природных явлений - ряд морских волн длиной до 200 км, способных пересечь весь океан со скоростями до 900 км/ч. Наиболее частой причиной появления цунами следует считать землетрясения.

Амплитуда цунами, а значит, и её энергия зависят от силы подземных толчков, от того, насколько близко к поверхности дна находится эпицентр землетрясения, от глубины океана в данном районе. Длина волны цунами определяется площадью и рельефом дна океана, на котором произошло землетрясение.

В океане волны цунами не превышают по высоте 60 см - их даже трудно определить с корабля или самолёта. Но их длина практически всегда значительно больше глубины океана, в котором они распространяются.

Все цунами характеризуются большим запасом энергии, которую они несут, даже в сравнении с самыми мощными волнами, образующимися под действием ветра.

Вся жизнь волны цунами может быть разделена на четыре последовательных этапа:

1) зарождение волны;

2) движение по просторам океана;

3) взаимодействие волны с прибрежной зоной;

4) обрушивание гребня волны на береговую зону.

Чтобы разобраться в природе цунами, рассмотрим мяч, плавающий на воде. Когда под ним проходит гребень, он устремляется вместе с ним вперёд, однако тут же соскальзывает с него, отстаёт и, попадая в ложбину, движется назад, пока его не подхватит следующий гребень. Затем всё повторяется, но не полностью: всякий раз предмет немного смещается вперёд. В результате мяч описывает в вертикальной плоскости траекторию, близкую к окружности. Поэтому в волне частица поверхности воды участвует в двух движениях: движется по окружности некоторого радиуса, уменьшающегося с глубиной, и поступательно в горизонтальном направлении.

Наблюдения показали, что существует зависимость скорости распространения волн от соотношения длины волны и глубины водоёма.

Если длина образовавшейся волны меньше глубины водоёма, то в волновом движении принимает участие только поверхностный слой.

При длине волны в десятки километров для волн цунами все моря и океаны являются “мелкими”, и в волновом движении принимает участие вся масса воды — от поверхности до дна. Трение о дно становится существенным. Нижние слои (придонные) сильно затормаживаются, не успевая за верхними слоями. Скорость распространения таких волн определяется только глубиной. Расчёт даёт формулу, по которой можно рассчитать скорость волн на “мелкой” воде:

Цунами бегут со скоростью, которая уменьшается с уменьшением глубины океана. Это означает, что их длина должна меняться при подходе к берегу.

Также при торможении придонных слоёв растёт амплитуда волн, т.е. увеличивается потенциальная энергия волны. Дело в том, что уменьшение скорости волны приводит к уменьшению кинетической энергии, и часть её превращается в потенциальную энергию. Другая часть уменьшения кинетической энергии тратится на преодоление силы трения и превращается во внутреннюю. Несмотря на такие потери, разрушительная сила цунами остаётся огромной, что, к сожалению, нам приходится периодически наблюдать в различных районах Земли.

20. Почему при подходе цунами к берегу растёт амплитуда волн?

1) скорость волны увеличивается, и внутренняя энергия волны частично превращается в кинетическую энергию

2) скорость волны уменьшается, и внутренняя энергия волны частично превращается в потенциальную энергию

3) скорость волны уменьшается, и кинетическая энергия волны частично превращается в потенциальную энергию

4) скорость волны увеличивается, и внутренняя энергия волны частично превращается в потенциальную энергию

Ответ:

21. Пользуясь текстом, выберите из приведенных ниже утверждений два верных утверждения и укажите их номера

1) Движения частицы воды в цунами являются поперечными колебаниями

2) Амплитуда волны цунами зависит от глубины океана в данном районе

3) Энергия волны цунами не зависит от расположения эпицентра землетрясения

4) Движения частицы воды в цунами является только поступательным движением

Ответ:

При выполнении задания 22 с развёрнутым ответом используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

22. Что происходит с длиной волны цунами при подходе к берегу?

Ответ поясните.

1) Длина волны цунами при подходе к берегу уменьшается. 2) Скорость распространения волн цунами зависит от глубины. При подходе к берегу глубина уменьшается, следовательно, уменьшается скорость распространения волны. Поскольку длина волны прямо пропорциональна скорости распространения волны, то при ее уменьшении длина волны тоже уменьшается.

Часть 2

Для ответов на задания 23-26 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (23, 24 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

23. Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;

3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;

4) запишите значение оптической силы линзы.

Задание 24 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

24. Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.

Для заданий 25, 26 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

25. Шары массами 6 и 4 кг, движущиеся навстречу друг другу со скоростью 2 м/c каждый относительно Земли, соударяются, после чего движутся вместе. Определите, какое количество теплоты выделится в результате соударения.

26. Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.