Вариант 1 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2017

Група в ViberГрупа в Facebook

Физика - Основной государственный экзамен

Вариант 1 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2017

Справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении заданий

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

гига

Г

109

мега

М

106

кило

к

103

гекто

г

102

санти

с

10-2

милли

м

10-3

микро

мк

10-6

нано

н

10-9

Константы

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с2

гравитационная постоянная

G = 6,7 ∙ 10-11

скорость света в вакууме

с = 3 ∙ 108 м/с

элементарный электрический заряд

е = 1,6 ∙ 10-19 Кл

Плотность

бензин

710 кг/м3

древесина (сосна)

400 кг/м3

спирт

800 кг/м3

парафин

900 кг/м3

керосин

800 кг/м3

лёд

900 кг/м3

масло машинное

900 кг/м3

алюминий

2700 кг/м3

вода

1000 кг/м3

мрамор

2700 кг/м3

молоко цельное

1030 кг/м3

цинк

7100 кг/м3

вода морская

1030 кг/м3

сталь, железо

7800 кг/м3

глицерин

1260 кг/м3

медь

8900 кг/м3

ртуть

13 600 кг/м3

свинец

11 350 кг/м3

Удельная

теплоёмкость воды

4200

теплота парообразования воды

2,3 ∙ 106 Дж/кг

теплоёмкость спирта

2400

теплота парообразования спирта

9,0 ∙ 105 Дж/кг

теплоёмкость льда

2100

теплота плавления свинца

2,5 ∙ 104 Дж/кг

теплоёмкость алюминия

920

теплота плавления стали

7,8 ∙ 104 Дж/кг

теплоёмкость стали

500

теплота плавления олова

5,9 ∙ 104 Дж/кг

теплоёмкость цинка

400

теплота плавления льда

3,3 ∙ 105 Дж/кг

теплоёмкость меди

400

теплота сгорания спирта

2,9 ∙ 107 Дж/кг

теплоёмкость олова

230

теплота сгорания керосина

4,6 ∙ 107 Дж/кг

теплоёмкость свинца

130

теплота сгорания бензина

4,6 ∙ 107 Дж/кг

теплоёмкость бронзы

420



Температура плавления

Температура кипения

свинца

327 °С

воды

100 °С

олова

232 °С

спирта

78 °С

льда

0 °С



Удельное электрическое сопротивление, (при 20 °С)

серебро

0,016

никелин

0,4

медь

0,017

нихром (сплав)

1,1

алюминий

0,028

фехраль

1,2

железо

0,10



Нормальные условия: давление 105 Па, температура 0 °С

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий 2—5, 8, 11—14, 17—18 и 20-21 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 запишите в виде числа с учетом указанных в ответе единиц.

1. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для измерения этих величин: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ПРИБОРЫ

A) сила электрического тока

Б) электрическое напряжение

B) электрический заряд

1) омметр

2) вольтметр

3) амперметр

4) электрометр

5) манометр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В




2. Шарик массой 400 г подвешен на невесомой нити к потолку лифта. Сила натяжения нити больше 4 Н в момент, когда лифт

1) движется равномерно вверх

2) покоится

3) начинает подъём

4) начинает спуск

Ответ:

3. Тело движется в положительном направлении оси Ох. На рисунке представлен график зависимости от времени t для проекции силы Fx, действующей на тело.

В интервале времени от 0 до 5 с проекция импульса тела на ось Ох

1) не изменяется

2) увеличивается на 5

3) увеличивается на 10

4) уменьшается на 5

Ответ:

4. Примером продольной волны является

1) звуковая волна в воздухе

2) волна на поверхности моря

3) радиоволна в воздухе

4) световая волна в воздухе

Ответ:

5. Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V1 = V3 < V2.

Максимальную среднюю плотность имеет(-ют) шар(-ы)

1) 1

2) 2

3) 3

4) 1 и 2

Ответ:

6. Два тела движутся по оси Оx. На рисунке представлены графики зависимости проекции скорости движения тел 1 и 2 от времени.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) В промежутке времени t4 - t5 тело 1 движется равноускорено.

2) К моменту времени t2 от начала движения тела прошли одинаковые пути.

3) В промежутке времени 0 - t3 тело 2 находится в покое.

4) В момент времени t5 тело 1 останавливается.

5) В промежутке времени f3 - t4 ускорение ах тела 1 отрицательно.

Ответ:

7. Брусок массой 100 г находится на горизонтальной поверхности. Какую силу, направленную горизонтально, нужно приложить к бруску, чтобы он мог двигаться с ускорением 2 м/c2? Коэффициент трения между бруском и поверхностью равен 0,1.

Ответ:___________ Н

8. Открытый сосуд заполнен водой. На каком рисунке правильно изображено направление конвекционных потоков при приведённой схеме нагревания?

Ответ:

9. На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени т, полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.

2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.

3) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии.

4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика.

5) Температура t2 равна температуре плавления данного вещества.

Ответ:

10. При нагревании и последующем плавлении кристаллического вещества массой 100 г измеряли его температуру и количество теплоты, сообщённое веществу. Данные измерений представлены в виде таблицы. Последнее измерение соответствует окончанию процесса плавления. Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите удельную теплоту плавления вещества.

Q, кДж

0

2,4

4,8

7,2

9,6

12

t, °С

50

150

250

250

250

250

Ответ:___________ кДж/кг

11. К незаряженному изолированному проводнику АБ приблизили изолированный отрицательно заряженный металлический шар. В результате листочки, подвешенные с двух сторон проводника, разошлись на некоторый угол (см. рисунок).

Распределение заряда в проводнике АБ правильно изображено на рисунке

Ответ:

12. На рисунке приведена столбчатая диаграмма. На ней представлены значения мощности тока для двух проводников (1) и (2) одинакового сопротивления. Сравните значения напряжения U1 и U2, на концах этих проводниках.

Ответ:

13. Два параллельно расположенных проводник подключили параллельно к источнику тока.

Направление электрического тока и взаимодействие проводников верно изображены на рисунке

Ответ:

14. На рисунке изображены оптическая ось OO1 тонкой линзы, предмет А и его изображение A1, а также ход двух лучей, участвующих в формировании изображения.

Согласно рисунку фокус линзы находится в точке

1) 1, причём линза является собирающей

2) 2, причём линза является собирающей

3) 1, причём линза является рассеивающей

4) 2, причём линза является рассеивающей

Ответ:

15. К резистору, включенному в цепь, подключили последовательно такой же резистор. Как при этом изменились сопротивление цепи и сила тока в цепи? Для каждой величины определите характер её изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины Цифры в ответе могут повторяться.

Сопротивление цепи

Сила тока в цепи



16. В сеть напряжением 120 В последовательно с лампой включён реостат. Напряжение на реостате 30 В. Каково сопротивление лампы, если сила тока в цепи равна 12 А?

Ответ___________ Ом

17. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, изотоп какого элемента образуется в результате электронного бета-распада висмута.

1) изотоп свинца

2) изотоп таллия

3) изотоп полония

4) изотоп астатина

Ответ:

18. Вывод о том, что сопротивление проводника зависит от вещества, из которого он изготовлен, можно сделать, если в цепь включить

1) проводники из меди и никелина разной длины и площади поперечного сечения

2) проводники из меди и никелина разной длины и одинаковой площади поперечного сечения

3) проводники из меди и никелина одинаковой длины и разной площади поперечного сечения

4) проводники из меди и никелина одинаковых длины и площади поперечного сечения

Ответ:

19. Учитель провёл опыты с прибором, предложенным Паскалем. В сосуды, дно которых имеет одинаковую площадь и затянуто одинаковой резиновой плёнкой, наливается жидкость. Дно сосудов при этом прогибается, и его движение передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда.

Условия проведения опытов и наблюдаемые показания прибора представлены на рисунке.

Опыты 1-3.

В сосуды разной формы наливают воду, причём высота столба жидкости во всех опытах одинакова

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) При увеличении высоты столба жидкости её давление на дно сосуда увеличивается.

2) Сила давления воды на дно сосудов во всех трёх опытах одинакова.

3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от плотности жидкости.

4) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от площади дна сосуда.

5) Давление, создаваемое водой на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 20-22.

Молния и гром

Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках - образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие - положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию.

Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли.

Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии.

Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3 ∙ 108 м/с). Разряд молнии длится всего 0,1-0,2 с.

Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошёл разряд молнии, тем длиннее пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далеких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15-20 километров; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 километров.

Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных её участков доходит до наблюдателя в разные моменты времени. Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч - возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.

20. Для того чтобы оценить, приближается к нам гроза или нет, необходимо измерить

1) время, соответствующее паузе между вспышкой молнии и сопровождающими её раскатами грома

2) время между двумя вспышками молнии

3) время двух последовательных пауз между вспышками молнии и сопровождающими их раскатами грома

4) время, соответствующее длительности раската грома

Ответ:

21. Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

А. Громкость звука всегда ослабевает в конце громовых раскатов.

Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин.

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

Ответ:

При выполнении задания 22 с развёрнутым ответом используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

22. Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда внутриоблачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте? Ответ поясните.

Часть 2

Для ответа на задания 23-26 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (23, 24 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

23. Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

В бланке ответов:

1) зарисуйте схему экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта момента силы;

3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;

4) запишите числовое значение момента силы.

Задание 24 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

24. Один из двух одинаковых сплошных деревянных брусков плавает в воде, другой - в керосине. Сравните выталкивающие силы, действующие на бруски. Ответ поясните.

Для заданий 25, 26 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

25. Свинцовый шар массой 200 г, движущийся со скоростью v2 = 5 м/c, неупруго сталкивается со свинцовым шаром массой 100 г, движущимся в ту же сторону со скоростью v1 = 4 м/c. Какую кинетическую энергию будут иметь шары после их абсолютно неупругого соударения?

26. Сколько времени потребуется электрическому нагревателю, чтобы довести до кипения 2,2 кг воды, начальная температура которой 10 °С? Сила тока в нагревателе 7 А, напряжение в сети 220 В, КПД нагревателя равен 45%.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.