Задания на выбор двух ответов с использованием таблиц значений физических величин или графиков зависимостей величин - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

Група в ViberГрупа в Facebook

Физика - Основной государственный экзамен

Задания на выбор двух ответов с использованием таблиц значений физических величин или графиков зависимостей величин - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

Пример. В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица.

Таблица

Вещество

Плотность в твёрдом состоянии, г/см3

Удельное электрическое сопротивление (при 20°С),

алюминий

2,7

0,028

константин (сплав)

8,8

0,5

латунь

8,4

0,07

медь

8,9

0,017

никелин (сплав)

8,8

0,4

нихром (сплав)

8,4

1,1

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) При равных размерах проводник из алюминия будет иметь большую массу и меньшее электрическое сопротивление по сравнению с проводником из меди.

2) Проводники из никелина и константана при одинаковых размерах будут иметь одинаковые электрические сопротивления.

3) Проводники из латуни и меди при одинаковых размерах будут иметь разные массы.

4) При замене Константиновой спирали электроплитки на нихромовую такого же размера электрическое сопротивление спирали уменьшится.

5) При равной площади поперечного сечения проводник из константана длиной 10 м будет иметь электрическое сопротивление почти в 10 раз большее, чем проводник из латуни длиной 8 м.

Ответ:

3

5

Выполнение этого задания требует очень тщательного анализа таблиц. Для того, чтобы справиться с заданием, следует:

1. Установить, значения каких физических величин приведены в таблицах.

2. Записать на черновике формулы, в которые входят эти величины.

3. Очень внимательно читать высказывания и сравнивать их с записанными формулами.

4. Выбрать правильные высказывания.

5. Обязательно осуществить самопроверку, после чего записать номера правильных ответов.

Задания для самостоятельной работы

159. Ученик провел эксперимент по изучению силы трения скольжения, перемещая брусок с грузами равномерно по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра (см. рисунок).

Результаты экспериментальных измерений массы бруска с грузами m, площади соприкосновения бруска и поверхности S и приложенной силы F представлены в таблице.

№ опыта

поверхность

m, г

S, см2

F, Н

1

деревянная рейка

200

30

0,8±0.1

2

пластиковая рейка

200

30

0,4±0.1

3

деревянная рейка

100

20

0,4±0.1

4

пластиковая рейка

400

20

0,8±0.1

Какие утверждения соответствуют результатам проведенных экспериментальных измерений?

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Коэффициенты трения скольжения во втором и третьем опытах равны

2) Коэффициент трения скольжения между бруском и деревянной рейкой больше коэффициента трения скольжения между бруском и пластиковой рейкой

3) Сила трения скольжения зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности

4) При увеличении массы бруска с грузами сила трения скольжения увеличивается

5) Сила трения скольжения зависит от рода соприкасающихся поверхностей

Ответ:



160. Электрическая схема содержит источник тока, проводник АВ, ключ и реостат. Проводник АВ помещён между полюсами постоянного магнита (см. рисунок).

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) При перемещении ползунка реостата вправо сила Ампера, действующая на проводник АВ, уменьшится.

2) При замкнутом ключе проводник будет выталкиваться из области магнита вправо.

3) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки А к точке В.

4) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника АВ направлены вертикально вверх.

5) Электрический ток, протекающий в проводнике АВ, создаёт однородное магнитное поле.

Ответ:



161. Учитель провёл следующий опыт. Раскалённая плитка (1) размещалась напротив полой цилиндрической закрытой коробки (2), соединённой резиновой трубкой с коленом U-образного манометра (3). Первоначально жидкость в коленах находилась на одном уровне. Через некоторое время уровни жидкости в манометре изменились (см. рисунок).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт излучения.

2) Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт конвекции.

3) В процессе передачи энергии давление воздуха в коробке увеличивалось.

4) Поверхности чёрного матового цвета по сравнению со светлыми блестящими поверхностями лучше поглощают энергию.

5) Разность уровней жидкости в коленах манометра зависит от температуры плитки.

Ответ:



162. На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ при непрерывном нагревании и последующем непрерывном охлаждении вещества, первоначально находящегося в твёрдом состоянии.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Участок БВ графика соответствует процессу плавления вещества.

2) Участок ГД графика соответствует охлаждению вещества в твёрдом состоянии.

3) В процессе перехода вещества из состояния А в состояние Б внутренняя энергия вещества не изменяется.

4) В состоянии, соответствующем точке Е на графике, вещество находится целиком в жидком состоянии.

5) В процессе перехода вещества из состояния Д в состояние Ж внутренняя энергия вещества уменьшается.

Ответ:



163. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника возрастает.

2) В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют максимальную кинетическую энергию.

3) Периоды колебаний маятников совпадают.

4) В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную скорость.

5) Оба маятника совершают затухающие колебания.

Ответ:



164. На рисунке приведены графики зависимости проекции скорости движения от времени для двух тел, движущихся вдоль оси Ох. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера.

1) Проекции скорости и ускорения тела 2 на ось Ох отрицательны в моменты времени, большие t2.

2) В момент времени t2 тело 2 остановилось.

3) Модуль скорости тела 1 в любой момент времени больше, чем тела 2.

4) В момент времени t1 модуль ускорения тел одинаков.

5) Начальная скорость обоих тел равна нулю.

Ответ:



165. На рисунке представлены графики зависимости координаты от времени для двух тел, движущихся вдоль оси Ох.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) В момент времени t1 тело (2) двигалось с большей по модулю скоростью.

2) В момент времени t2 тела имели одинаковые по модулю скорости.

3) В интервале времени от t1 до t2 оба тела двигались в одном направлении.

4) В интервале времени от 0 до t1 оба тела двигались равномерно.

5) К моменту времени t1 тело (1) прошло больший путь.

Ответ:



166. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для двух веществ одинаковой массы. Первоначально каждое из веществ находилось в твёрдом состоянии.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Удельная теплоёмкость первого вещества в твёрдом состоянии меньше удельной теплоёмкости второго вещества в твёрдом состоянии.

2) В процессе плавления первого вещества было израсходовано большее количество теплоты, чем в процессе плавления второго вещества.

3) Представленные графики не позволяют сравнить температуры кипения двух веществ.

4) Температура плавления у второго вещества выше.

5) Удельная теплота плавления у второго вещества больше.

Ответ:



167. На рис. 1 представлены диапазоны слышимых звуков для человека и различных животных, а на рис. 2 - диапазоны, приходящиеся на инфразвук, звук и ультразвук.

Используя данные рисунков, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Длина волны ультразвука больше длины волны инфразвука.

2) Из представленных животных наиболее широкий диапазон слышимых звуков имеет волнистый попугай.

3) Диапазон слышимых звуков у кошки сдвинут в область ультразвука по сравнению с человеческим диапазоном.

4) Звуки с частотой 10 кГц принадлежат инфразвуковому диапазону.

5) Звуковой сигнал, имеющий в воздухе длину волны 3 см, услышат все представленные животные и человек. (Скорость звука в воздухе равна 340 м/с.)

Ответ:



168. В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица.

Таблица

Вещество

Плотность в твёрдом состоянии, г/см3

Удельное электрическое сопротивление (при 20°С),

алюминий

2,7

0,028

константан (сплав)

8,8

0,5

латунь

8,4

0,07

медь

8,9

0,017

никелин (сплав)

8,8

0,4

нихром (сплав)

8,4

1,1

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) При равных размерах проводник из алюминия будет иметь меньшую массу и большее электрическое сопротивление по сравнению с проводником из меди.

2) Проводники из нихрома и латуни при одинаковых размерах будут иметь одинаковые электрические сопротивления.

3) Проводники из константана и никелина при одинаковых размерах будут иметь разные массы.

4) При замене никелиновой спирали электроплитки на нихромовую такого же размера электрическое сопротивление спирали уменьшится.

5) При равной площади поперечного сечения проводник из константана длиной 4 м будет иметь такое же электрическое сопротивление, что и проводник из никелина длиной 5 м.

Ответ:



169. В справочнике характеристик свойств различных материалов представлена следующая таблица

Таблица

Вещество

Плотность в твердом состоянии*, г/см3

Температура плавления, °С

Удельная теплота плавления, кДж/кг

Алюминий

2,7

660

380

Медь

8,9

1083

180

Свинец

11,35

327

25

Олово

7,3

232

59

Цинк

7,1

420

120

* Плотность расплавленного металла считать практически равной его плотности в твердом состоянии

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Медная проволока начнет плавиться, если ее поместить в ванну с расплавленным алюминием при температуре его плавления.

2) Плотность свинца почти в 4 раза меньше плотности алюминия.

3) При кристаллизации 3 кг цинка, взятого при температуре плавления, выделится такое же количество теплоты, что и при кристаллизации 2 кг меди при температуре ее плавления.

4) Оловянный солдатик будет тонуть в расплавленном свинце.

5) Слиток из цинка будет плавать в расплавленном олове практически при полном погружении.

Ответ:



170. В справочнике значений характеристик свойств различных материалов представлена следующая таблица.

Таблица

Вещество

Плотность в твёрдом состоянии, г/см3

Удельная теплоёмкость,

алюминий

2,7

220

медь

8,9

380

олово

7,3

230

свинец

11,3

130

цинк

7,1

90

платина

21,5

30

серебро

10,5

60

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) При одинаковой массе тело из меди будет иметь меньший объем по сравнению с телом из свинца и отдаст примерно в 3 раза большее количество теплоты при охлаждении на то же число градусов.

2) Тела из цинка и серебра при одинаковом объеме будут иметь одинаковую массу

3) При одинаковых размерах масса тела из платины примерно в 2 раза больше, чем масса тела из серебра

4) Температура тел равного объема, изготовленных из олова и цинка, изменится на одно и то же число градусов при сообщении им одинакового количества теплоты

5) При равной массе телу из платины для нагревания на 30 °С нужно сообщить такое же количество теплоты, как телу из цинка для нагревания на 10 °С.

Ответ:



171. В таблице приведены значения скорости движения в живой природе.

Живое существо

Скорость

Живое существо

Скорость

Живое существо

Скорость

Акула

8,3 м/с

Жираф

54 км/ч

Лисица

36 км/ч

Ворона

15 м/с

Жук

11 км/ч

Слон

40 км/ч

Дельфин

70 км/ч

Кит

10 м/с

Скворец

21 м/с

Из приведенных ниже утверждений выберите правильные и запишите их номера.

1) Скорость кита равна скорости лисицы

2) Скорость акулы меньше скорости жука

3) Скорость дельфина больше скорости скворца

4) Скорость вороны больше скорости слона

5) Скорость жирафа больше скорости вороны

Ответ:



172. В два одинаковых сосуда налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх налили воду (рис. 1). Один из сосудов оставили при комнатной температуре, а второй поставили в холодильник. Через несколько дней сравнили растворы и отметили, что граница двух жидкостей гораздо заметнее размыта в сосуде, который находился при комнатной температуре (рис. 2 и 3).

Рисунок 1. Граница жидкостей в исходном состоянии

Рисунок 2. Перемешивание жидкостей в сосуде, находившемся при комнатной температуре

Рисунок 3. Перемешивание жидкостей в сосуде, находившемся в холодильнике

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Процесс диффузии можно наблюдать в жидкостях.

2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

Ответ:










Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.