Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Закрепить представление о прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости и его характеристиках; научить решать задачи на расчет модуля вектора перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости, ускорения и времени движения.

Демонстрации. Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью (по рис. 2 или 21 учебника).

Содержание опроса. 1. Дайте определение прямолинейного равноускоренного движения. 2. Дайте определение ускорения равноускоренного движения. 3. Что характеризует ускорение? 4. При каких условиях модуль вектора перемещения равен пройденному пути? 5. Назовите формулу для расчета проекции вектора перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Содержание нового материала. Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.

Закрепление материала. Решение задачи 2* из упражнения 8, задачи 1437 из Сборника.

Домашнее задание. § 8. Упражнение 8 (1).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о графическом способе расчета пройденного телом пути при прямолинейном равноускоренном движении в случае, когда начальная скорость тела равна нулю, регулятивными УУД при решении качественных и расчетных задач.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о графиках зависимости кинематических величин и времени при прямолинейном равноускоренном движении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные задачи по определению проекции перемещения, ускорения, времени, начальной и конечной скоростей движения.

Частные предметные: наблюдать движение тележки с капельницей; делать выводы о характере движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускорено движущимся телом за п-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду.

Методические замечания

Урок следует начать с проверочной работы, рассчитанной на 10—15 мин. Можно использовать варианты ТС-2 “Прямолинейное равноускоренное движение” из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

Изложение нового материала следует начать с демонстрации прямолинейного равноускоренного движения тележки с нулевой начальной скоростью. Записать на доске формулу для расчета проекции вектора перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, ее вид в случае, когда начальная скорость равна нулю. Обсудить и записать эту формулу для модулей векторов перемещения и ускорения. Рассмотреть перемещение тела за п-й промежуток времени и сделать вывод, что при увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t1 модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последовательных натуральных чисел.