Поурочно-тематическое планирование изучения учебного материала - ПРИЛОЖЕНИЯ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Поурочно-тематическое планирование изучения учебного материала - ПРИЛОЖЕНИЯ

№ урока, тема

Содержание урока

Вид деятельности ученика

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ (34 ч)

1/1. Материальная точка. Система отсчета (§ 1)

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета.

Демонстрации. Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета

— Наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей;

— определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки;

— обосновывать возможность замены тележки ее моделью — материальной точкой — для описания движения

2/2. Перемещение (§ 2)

Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между понятиями “путь” и “перемещение”.

Демонстрации. Путь и перемещение

— Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь

3/3. Определение координаты движущегося тела (§ 3)

Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения

— Определять модули и проекции векторов на координатную ось;

— записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач

4/4. Скорость прямолинейного равномерного движения (§ 4)

Прямолинейное равномерное движение, скорость, направление вектора скорости, проекции вектора скорости на выбранную ось, единицы скорости, формула для расчета скорости

— Давать определение прямолинейного равномерного движения;

— понимать, что характеризует скорость; определять проекции вектора скорости на выбранную ось;

— решать задачи на расчет скорости тела при прямолинейном равномерном движении;

— строить график скорости тела при прямолинейном равномерном движении

5/5. Перемещение при прямолинейном равномерном движении (§ 4)

Для прямолинейного равномерного движения: определение вектора скорости, формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, формула для вычисления координаты движущегося тела в любой момент времени (уравнение движения), равенство модуля вектора перемещения (пути) и площади под графиком скорости. Демонстрации. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика скорости и вычисление по нему пройденного пути

— наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей;

— записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости;

— строить график скорости

6/6. Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении (§ 4)

График скорости тела при прямолинейном равномерном движении и его анализ, графический способ нахождения пройденного пути по графику скорости, график прямолинейного равномерного движения и его анализ

— Строить график скорости тела при прямолинейном равномерном движении;

— строить график прямолинейного равномерного движения;

— уметь по графикам определять вид движения, необходимые характеристики движения

7/7. Средняя скорость (§ 5)

Средняя путевая скорость, модуль средней скорости перемещения

— Решать задачи на расчет средней путевой скорости и модуля средней скорости перемещения

8/8. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение (§ 5)

Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Демонстрации. Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движения

— Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения;

— записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось;

— применять формулу для расчета ускорения при решении расчетных задач

9/9. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости (§ 6)

Формулы для определения вектора скорости и его проекции. График зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения сонаправлены и направлены в противоположные стороны. Демонстрации. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении

— Записывать формулу скорости тела при прямолинейном равноускоренном движении в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось;

— читать и строить графики скорости;

— решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул

10/10. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении (§ 7)

Вывод формулы перемещения геометрическим путем. Демонстрации. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении

— Записывать формулу проекции перемещения тела при прямолинейном равноускоренном движении; приводить формулу пути;

— записывать уравнение прямолинейного равноускоренного движения x(t);

— решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул

11/11. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости (§ 8)

Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Демонстрации. Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью (по рис. 2 или 21 учебника)

— Наблюдать движение тележки с капельницей;

— делать выводы о характере движения тележки;

— вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за п-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду

12/12. Лабораторная работа № 1

Определение ускорения движения бруска по наклонной плоскости и его мгновенной скорости в конце заданного пути, пройденного за определенный промежуток времени, при его прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Лабораторная работа № 1 “Исследование равноускоренного движения без начальной скорости”. Демонстрации. Прямолинейное равноускоренное движение бруска по наклонной плоскости без начальной скорости

— Измерять пройденный путь и время движения бруска;

— рассчитывать ускорение бруска и его мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении;

— работать в группе (парами);

— использовать знания и навыки измерения пути и времени движения в быту;

— приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения в быту и технике, различных числовых значений ускорения движения тел

13/13. Решение задач

Решение расчетных задач на прямолинейное равноускоренное движение

— Решать расчетные задачи на прямолинейное равноускоренное движение

14/14. Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении

Графики скорости, ускорения при прямолинейном равноускоренном движении и их анализ, графический способ нахождения пройденного пути по графику скорости, график прямолинейного равноускоренного движения и его анализ

— Строить графики скорости и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении;

— строить график прямолинейного равноускоренного движения;

— уметь по графикам определять вид движения, необходимые характеристики движения

15/15. Решение задач

Решение графических задач на прямолинейное равноускоренное движение

— Понимать и уметь анализировать графики скорости, ускорения, график прямолинейного равноускоренного движения;

— строить графики скорости, ускорения, график прямолинейного равноускоренного движения

16/16. Контрольная работа № 1

Контрольная работа по теме “Прямолинейное равноускоренное движение”

— Применять знания о прямолинейном равноускоренном движении к решению задач

17/17. Относительность движения (§ 9)

Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе). Демонстрации. Относительность траектории, перемещения, скорости с помощью маятника

— Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли;

— сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения;

— пользоваться полученными знаниями об относительности механического движения в повседневной жизни

18/18. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона (§ 10)

Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета (ИСО).

Демонстрации. Явление инерции

— Наблюдать проявление инерции;

— приводить примеры проявления инерции;

— решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона

19/19. Второй закон Ньютона (§11)

Второй закон Ньютона. Единица измерения силы. Демонстрации. Второй закон Ньютона

— Записывать формулу второго закона Ньютона в векторном и скалярном виде;

— решать расчетные и качественные задачи на применение второго закона Ньютона

20/20. Третий закон Ньютона (§ 12)

Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу, б) приложены к разным телам. Демонстрации. Третий закон Ньютона (по рис. 22—24 учебника)

— Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона;

— записывать третий закон Ньютона в виде формулы; решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона

21/21. Свободное падение тел (§ 13)

Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Демонстрации. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве (опыт с трубкой Ньютона по рис. 29 учебника)

— Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и разреженном пространстве;

— делать выводы о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести

22/22. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость (§ 14)

Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость. Демонстрации. Невесомость (по рис. 31 из учебника)

— Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел;

— сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости;

— приводить примеры свободного падения в быту и технике, числового значения ускорения свободного падения тел

23/23. Лабораторная работа № 2

Определение ускорения свободного падения при его прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Лабораторная работа № 2 “Измерение ускорения свободного падения”. Демонстрации. Прямолинейное равноускоренное движение бруска по вертикали без начальной скорости

— Измерять пройденный путь (высоту падения) и время движения бруска;

— рассчитывать ускорение свободного падения бруска;

— работать в группе (парами);

— использовать знания и навыки измерения пути и времени движения в быту

24/24. Закон всемирного тяготения (§ 15)

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Демонстрации. Падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса

— Понимать смысл закона всемирного тяготения; объяснять явление притяжения тел и использовать эти знания в повседневной жизни;

— записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения;

— решать расчетные задачи на применение этого закона

25/25. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах (§ 16)

Формула для определения ускорения свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты места и высоты над поверхностью Земли

— Выводить формулу для определения ускорения свободного падения;

— понимать, как зависит ускорение свободного падения от географической широты места и высоты тела над поверхностью Земли;

— использовать эти знания в повседневной жизни; решать расчетные задачи на применение формулы для определения ускорения свободного падения

26/26. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью (§ 17, 18)

Условие криволинейности движения. Направление вектора скорости тела при его криволинейном движении (в частности, по окружности). Центростремительное ускорение. Демонстрации. Примеры прямолинейного и криволинейного движения: свободное падение мяча, который выронили из рук, и движение мяча, брошенного горизонтально. Направление скорости при движении тела по окружности (по рис. 39 учебника)

— Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел;

— называть условия, при которых тела движутся прямолинейно и криволинейно;

— вычислять модуль центростремительного ускорения; изображать на рисунках векторы скорости и центростремительного ускорения при движении точки по окружности;

— объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении точки по окружности

27/27. Решение задач

Решение задач по кинематике на равномерное движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью

— Понимать и уметь объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении точки по окружности;

— решать расчетные и качественные задачи на равномерное движение точки по окружности

28/28. Искусственные спутники Земли (§ 19)

Искусственные спутники Земли, первая космическая скорость, вторая космическая скорость

— Рассказывать о движении ИСЗ;

— понимать и выводить формулу первой космической скорости;

— называть числовые значения первой и второй космических скоростей;

— слушать доклады об истории развития космонавтики

29/29. Импульс тела (§ 20)

Причины введения в науку физической величины — импульс тела. Импульс тела (формулировка, математическая запись). Единица импульса тела. Замкнутая система тел. Изменение импульса тела. Демонстрации. Импульс тела (по рис. 44 учебника)

— Давать определение импульса тела, знать его единицу;

— объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы;

— использовать знания об импульсе тела и его изменении в повседневной жизни

30/30. Закон сохранения импульса (§ 21)

Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса. Демонстрации. Закон сохранения импульса (по рис. 44 учебника)

— Записывать закон сохранения импульса; понимать смысл закона сохранения импульса;

— использовать знания о законе сохранения импульса в повседневной жизни

31/31. Реактивное движение. Ракеты (§21)

Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Демонстрации. Реактивное движение. Ракеты

— Наблюдать и объяснять полет модели ракеты; приводить примеры реактивного движения в природе и технике;

— использовать знания о реактивном движении и ракетах в повседневной жизни

32/32. Решение задач (§ 20, 21)

Решение задач на реактивное движение, на закон сохранения импульса

— Понимать и уметь объяснять реактивное движение;

— решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения импульса при реактивном движении

33/33. Вывод закона сохранения механической энергии (§ 22)

Закон сохранения механической энергии. Вывод закона и его применение к решению задач. Демонстрации. Свободное падение шарика с некоторой высоты на пол

— Использовать знания о превращении механической энергии в повседневной жизни;

— приводить примеры превращения одного вида механической энергии в другой;

— понимать смысл закона сохранения механической энергии;

— решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения механической энергии

34/34. Контрольная работа № 2

Контрольная работа по теме “Законы сохранения в механике”

— Применять знания о законе сохранения импульса и законе сохранения механической энергии к решению задач

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (15 ч)

35/1. Колебательное движение (§ 23)

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний.

Демонстрации. Примеры колебательных движений (по рис. 52 учебника)

— Определять колебательное движение по его признакам;

— приводить примеры колебаний в природе, быту и технике

36/2. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник (§ 23)

Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник. Демонстрации. Экспериментальная задача на повторение закона Гука и измерение жесткости пружины. Нитяной (математический) маятник

— Описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;

— измерять жесткость пружины

37/3. Величины, характеризующие колебательное движение (§ 24)

Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от его длины.

Демонстрации. Период колебаний пружинного маятника; экспериментальный вывод зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы колеблющегося груза и жесткости пружины

— Называть величины, характеризующие колебательное движение;

— записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний;

— проводить экспериментальное исследование зависимости периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

38/4. Гармонические колебания (§ 25)

Примеры гармонических колебаний. Общие черты гармонических колебаний.

Демонстрации. Примеры гармонических колебаний (по рис. 65 учебника)

— Определять гармонические колебания по их признакам;

— приводить примеры гармонических колебаний в природе, быту и технике

39/5. Лабораторная работа № 3

Экспериментальное исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Лабораторная работа № 3 “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины”. Демонстрации. Свободные колебания нитяного маятника

— Определять количество (число) колебаний маятника, измерять время этого количества колебаний; рассчитывать период и частоту колебаний маятника;

— работать в группе (парами);

— использовать знания зависимости периода и частоты колебаний маятника от его длины в быту

40/6. Затухающие колебания. Вынужденные колебания (§ 26)

Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний.

Демонстрации. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания

— Объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие существования незатухающих колебаний;

— пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни

41/7. Резонанс (§ 27)

Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике. Демонстрации. Резонанс маятников (по рис. 68 учебника)

— Понимать физическую сущность явления резонанса; объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения вредных проявлений резонанса

42/8. Распространение колебаний в среде. Волны (§ 28)

Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис. 69—71 учебника)

— Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн;

— называть физические величины, характеризующие волновой процесс;

— применять полученные знания в повседневной жизни

43/9. Длина волны. Скорость распространения волн (§ 29)

Характеристики волн: скорость, длина волны, частота и период колебаний. Связь между этими величинами.

Демонстрации. Длина волны (по рис. 72 учебника)

— Называть физические величины, характеризующие упругие волны;

— записывать формулы взаимосвязи между ними; применять полученные знания в повседневной жизни

44/10. Источники звука. Звуковые колебания (§ 30)

Источники звука — тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация. Демонстрации. Колеблющееся тело как источник звука (по рис. 74—76 учебника)

— Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука;

— приводить обоснование того, что звук является продольной волной;

— использовать полученные знания в повседневной жизни

45/11. Высота, тембр и громкость звука (§ 31)

Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука — от амплитуды и некоторых других причин. Тембр звука. Демонстрации. Зависимость высоты звука от частоты (по рис. 79 учебника). Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний (по рис. 76 учебника)

— Называть физические величины, характеризующие звуковые волны;

— на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука;

— применять полученные знания в повседневной жизни

46/12. Распространение звука. Звуковые волны (§32)

Наличие среды — необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах. Демонстрации. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис. 80 учебника)

— На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры;

— объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры;

— применять полученные знания в повседневной жизни

47/13. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс (§ 33)

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации. Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс (по рис. 84 учебника)

— Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты;

— уметь объяснять принцип действия рупора; применять полученные знания в повседневной жизни

48/14. Решение задач

Решение задач на механические колебания и волны

— Решать расчетные и графические задачи на механические колебания и волны

49/15. Контрольная работа № 3

Контрольная работа № 3 по теме “Механические колебания и волны. Звук”

— Применять знания о характеристиках механических колебаний и волн к решению задач

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (25 ч)

50/1. Магнитное поле и его графическое изображение (§ 34)

Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Демонстрации. Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов

— Объяснять наблюдаемые опыты по поведению магнитной стрелки в магнитном поле проводника с током;

— делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении магнитного поля с удалением от проводника с током;

— изображать графически линии магнитного поля постоянного полосового магнита, прямого проводника с током, соленоида

51/2. Однородное и неоднородное магнитные поля (§ 34)

Однородное и неоднородное магнитные поля. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля.

Демонстрации. Демонстрация спектров однородного и неоднородного магнитных полей

— Делать выводы о замкнутости магнитных линий;

— изображать графически линии однородного и неоднородного магнитных полей

52/3. Направление тока и направление линий его магнитного поля (§ 35)

Связь направления линий магнитного поля с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Демонстрации. Направление линий магнитного поля, созданного прямым проводником с током (по рис. 94 учебника). Применение правила буравчика: проводник с током расположен перпендикулярно плоскости чертежа и проводник с током расположен в плоскости чертежа (по рис. 95, 96 учебника)

— Объяснять наблюдаемые опыты по поведению магнитной стрелки в магнитном поле прямого проводника с током и соленоида;

— формулировать правило буравчика для прямого проводника с током;

— формулировать правило правой руки для соленоида; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

53/4. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки (§ 36)

Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки.

Демонстрации. Действие магнитного поля на проводник с током (по рис. 101 учебника)

— Применять правило левой руки;

— определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

— определять знак заряда и направление движения заряженной частицы в магнитном поле

54/5. Индукция магнитного поля (§37)

Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. Демонстрации. Действие магнитного поля полосового магнита на железные кнопки или железные опилки (по рис. 111 учебника)

— Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции магнитного поля с модулем силы, действующей на проводник длиной 1, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока в проводнике

55/6. Магнитный поток (§ 38)

Магнитный поток. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля.

Демонстрации. Действие магнитного поля полосового магнита на железные кнопки или железные опилки (по рис. 111 учебника)

— Понимать, что такое магнитный поток, что он характеризует;

— описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

56/7. Явление электромагнитной индукции (§ 39)

Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления электромагнитной индукции. Демонстрации. Электромагнитная индукция (по рис. 119—121 учебника)

— Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля, пронизывающего контур, делать выводы;

— приводить примеры технического использования явления электромагнитной индукции

57/8. Лабораторная работа № 4

Экспериментальное изучение явления электромагнитной индукции. Лабораторная работа № 4 “Изучение явления электромагнитной индукции”.

— Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции;

— анализировать результаты эксперимента и делать выводы;


Демонстрации. Электромагнитная индукция (по рис. 196—198 учебника)

— работать в группе (парами)

58/9. Направление индукционного тока. Правило Ленца (§ 40)

Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Правило Ленца. Демонстрации. Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) с постоянным полосовым магнитом (по рис. 123—127 учебника)

— Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с постоянным магнитом;

— объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его;

— применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока в проволочном витке и катушке

59/10. Явление самоиндукции (§41)

Физическая суть явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Демонстрации. Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи (по рис. 128,129 учебника)

— Наблюдать и объяснять явление самоиндукции; понимать физический смысл индуктивности и то, что появление индукционного тока при размыкании цепи свидетельствует об энергии магнитного поля тока

60/11. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор (§ 42)

Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример — гидрогенератор). Потери энергии в линиях электропередачи (ЛЭП), способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии. Демонстрации. Трансформатор универсальный

— Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока;

— называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния;

— рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия трансформатора и его применении

61/12. Электромагнитное поле (§ 43)

Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями

— Понимать причину возникновения электромагнитного поля;

— описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями

62/13. Электромагнитные волны (§ 44)

Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Шкала электромагнитных волн. Демонстрации. Излучение и прием электромагнитных волн

— Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн;

— понимать, что скорость распространения электромагнитных волн есть самая большая скорость в природе, что она равна скорости света в вакууме;

— уметь читать шкалу электромагнитных волн

63/14. Конденсатор

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсатор. Виды конденсаторов. Энергия конденсатора. Демонстрации. Различные виды конденсаторов

— Записывать формулу электроемкости;

— понимать, что электроемкость не зависит от заряда проводников и напряжения между ними;

— приводить примеры различных видов конденсаторов, их применение в технике;

— записывать формулу энергии конденсатора

64/15. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний (§ 45)

Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Демонстрации. Регистрация свободных электрических колебаний (по рис. 137 учебника)

— Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;

— делать выводы;

— решать расчетные задачи на формулу Томсона

65/16. Принципы радиосвязи и телевидения (§ 46)

Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний

— Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения;

— слушать доклад “Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней”;

— применять полученные знания в повседневной жизни

66/17. Электромагнитная природа света (§ 47)

Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты)

— Называть различные диапазоны электромагнитных волн;

— понимать двойственность свойств света, т. е. его дуализм;

— применять полученные знания в повседневной жизни

67/18. Преломление света. Физический смысл показателя преломления (§ 48)

Закон преломления света. Физический смысл показателя преломления. Демонстрации. Преломление светового луча (по рис. 141 учебника)

— Объяснять физический смысл показателя преломления;

— применять полученные знания в повседневной жизни

68/19. Дисперсия света. Цвета тел (§ 49)

Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов Демонстрации. Опыты по рис. 145—149 учебника

— Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы;

— объяснять суть и давать определение дисперсии света;

— применять полученные знания в повседневной жизни

69/20. Спектроскоп и спектрограф (§ 49)

Устройство двухтрубного спектроскопа, его назначение, принцип действия. Спектрограф, спектрограмма. Демонстрации. Опыты по рис. 151—152 учебника

— Рассказывать об устройстве и принципе действия двухтрубного спектроскопа, его применении;

— рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия спектрографа и его применении

70/21. Типы оптических спектров (§ 50)

Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Атомы — источники излучения и поглощения света. Демонстрации. Сплошной или непрерывный спектр испускания (излучения), линейчатые спектры испускания

— Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания;

— называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания

71/22. Лабораторная работа № 5

Экспериментальное изучение типов оптических спектров испускания: сплошного и линейчатых. Лабораторная работа № 5 “Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания”. Демонстрации. Сплошной или непрерывный спектр испускания (излучения), линейчатые спектры испускания

— Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания;

— анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

— зарисовывать различные типы спектров испускания;

— работать в группе (парами)

72/23. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров (§51)

Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора

— Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора

73/24. Решение задач

Решение задач на электромагнитные колебания и волны

— Решать расчетные и графические задачи на электромагнитные колебания и волны

74/25. Контрольная работа N° 4

Контрольная работа № 4 по теме “Электромагнитное поле”

— Применять знания о электромагнитных колебаниях и волнах к решению задач

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (20 ч)

75/1. Радиоактивность (§ 52)

Сложный состав радиоактивного излучения: альфа-, бета- и гамма- частицы

— Описывать опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения

76/2. Модели атомов (§ 52)

Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома

— Описывать опыты Резерфорда по исследованию с помощью рассеяния альфа-частиц строения атома;

— описывать модели атомов Томсона и Резерфорда

77/3. Радиоактивные превращения атомных ядер (§ 53)

Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Демонстрации. Таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”

— Понимать и объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях;

— применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций

78/4. Экспериментальные методы исследования частиц (§ 54)

Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона

— Рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона

79/5. Лабораторная работа № 6

Лабораторная работа № 6 “Измерение естественного радиационного фона дозиметром”

— Измерять мощность радиационного фона дозиметром;

— сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением;

— работать в группе (парами)

80/6. Открытие протона и нейтрона (§ 55)

Выбивание альфа-частицами протонов из ядер атомов азота. Наблюдение по фотографиям образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона. Демонстрации. Фотография треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона (по рис. 161 учебника)

— Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций

81/7. Состав атомного ядра. Ядерные силы (§ 56)

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы. Демонстрации. Таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”

— Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа;

— понимать, чем различаются ядра изотопов

82/8. Энергия связи. Дефект масс (§ 57)

Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях.

Демонстрации. Таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”

— Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс

83/9. Решение задач

Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер

— Решать расчетные задачи на дефект масс и энергию связи атомных ядер

84/10. Деление ядер урана. Цепная реакция (§ 58)

Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Демонстрации. Таблица “Цепная ядерная реакция”, фотография треков (по рис. 201 учебника)

— Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса;

— называть условия протекания управляемой цепной реакции

85/11. Лабораторная работа № 7

Лабораторная работа № 7 “Изучение деления ядра урана по фотографии треков”

— Применять закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана;

— применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнения ядерной реакции

86/12. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию (§ 59)

Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Демонстрации. Таблица “Ядерный реактор”

— Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия

87/13. Атомная энергетика (§ 60)

Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. Дискуссия на тему “Экологические последствия использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций”

— Называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций;

— применять полученные знания в повседневной жизни

88/14. Биологическое действие радиации (§ 61)

Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Способы защиты от радиации

— Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза;

— слушать доклад о биологическом действии радиоактивных излучений;

— применять полученные знания в повседневной жизни

89/15. Закон радиоактивного распада (§ 61)

Период полураспада радиоактивных веществ. Закон радиоактивного распада

— Давать определение физической величины период полураспада;

— понимать физический смысл закона радиоактивного распада;

— записывать формулу закона радиоактивного распада

90/16. Термоядерная реакция (§ 62)

Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии и перспективы ее использования. Источники энергии Солнца и звезд

— Называть условия протекания термоядерной реакции;

— приводить примеры термоядерных реакций

91/17. Элементарные частицы. Античастицы

Элементарные частицы, позитрон, процесс аннигиляции, антипротон, антинейтрон, антивещество. Демонстрации. Фотография треков электрон-позитронной пары в магнитном поле (по рис. 166 учебника)

— Понимать смысл слов: “элементарный”, “антивещество”;

— называть частицы: позитрон, антинейтрон, антипротон;

— рассказывать, в чем заключается процесс аннигиляции

92/18. Решение задач

Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада.

— Решать расчетные задачи на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада

93/19. Контрольная работа № 5

Контрольная работа № 5 по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”

— Применять знания к решению задач по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”

94/20. Лабораторная работа № 8. Лабораторная работа № 9

Лабораторная работа № 8 “Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона”.

Лабораторная работа № 9 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям” (выполняется дома)

— Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада родона от времени;

— оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона;

— представлять результаты измерений в виде таблиц

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

95/1. Состав, строение и происхождение Солнечной системы (§ 63)

Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечной системы. Демонстрации. Слайды или фотографии небесных объектов

— Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов;

— называть группы объектов, входящих в Солнечную систему;

— приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток

96/2. Большие планеты Солнечной системы (§ 64)

Земля и планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Демонстрации. Слайды или фотографии Земли, планет земной группы и планет-гигантов

— Анализировать слайды или фотографии планет; сравнивать планеты земной группы, планеты- гиганты

97/3. Малые тела Солнечной системы (§ 65)

Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид

— Описывать фотографии малых тел Солнечной системы

98/4. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд (§ 66)

Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источники энергии Солнца и звезд — тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца. Самостоятельная работа по теме “Малые тела Солнечной системы”. Демонстрации. Таблица “Строение Солнца”. Фотографии солнечных пятен, солнечной короны

— Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд;

— называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней

99/5. Строение и эволюция Вселенной (§ 67)

Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла. Демонстрации. Фотографии галактик

— Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом;

— объяснять, в чем проявляется не стационарность Вселенной;

— записывать закон Хаббла

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (6 ч)

100/1. Законы взаимодействия и движения тел

Повторение основных определений и формул, решение задач на законы взаимодействия и движения тел

— Решать задачи на законы взаимодействия и движения тел

101/2. Механические колебания и волны

Повторение основных определений и формул, решение задач по теме “Механические колебания и волны”

— Решать задачи по теме “Механические колебания и волны”

102/3. Электромагнитное поле

Повторение основных определений и формул, решение задач по теме “Электромагнитное поле”

— Решать задачи по теме “Электромагнитное поле”

103/4. Итоговая контрольнаяработа

Выполнение контрольной работы за курс основной школы

— Применять знания к решению задач по темам курса физики 9 класса

104/5. Анализ ошибок итоговой контрольной работы

Решение задач. Анализ ошибок итоговой контрольной работы

— Обсуждать и анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе;

— самостоятельно оценивать качество выполнения работы

105/6. Повторение

Повторение и обобщение

— Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций