Термоядерная реакция. Контрольная работа № 3 по теме Строение атома и атомного ядра Использование энергии атомных ядер - СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Термоядерная реакция. Контрольная работа № 3 по теме Строение атома и атомного ядра Использование энергии атомных ядер - СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР

Цель урока. Ввести физическое понятие “термоядерная реакция”; изучить роль термоядерных реакций в эволюции Вселенной, водородный цикл термоядерных реакций; обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер” и их применение к решению качественных и расчетных задач по этой теме.

Содержание опроса. 1. В чем причина негативного воздействия радиации на живые организмы? 2. Что называется поглощенной дозой излучения? Запишите формулу и единицы этой физической величины. 3. Одинаковый или различный по величине биологический эффект вызывают в живом организме разные виды ионизирующих излучений? Приведите примеры. 4. Что показывает коэффициент качества излучения? 5. Дайте определение эквивалентной дозы излучения. Запишите формулу и назовите единицы этой физической величины. 6. Дайте определение периода полураспада. Приведите примеры числовых значений периода полураспада для разных радиоактивных атомов. 7. Запишите закон радиоактивного распада.

Содержание нового материала. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии и перспективы ее использования. Источники энергии Солнца и звезд. Выполнение кратковременной контрольной работы № 3 по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”.

Закрепление материала. Вопросы после § 62.

Домашнее задание. § 62.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о термоядерных реакциях, регулятивными УУД при решении задач по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о термоядерных реакциях, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.

Общие предметные: уметь кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа; использовать полученные знания на практике, т. е. при решении задач.

Частные предметные: называть условия протекания термоядерной реакции; приводить примеры термоядерных реакций; применять знания к решению задач по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”.

Методические замечания

Урок следует начать с прослушивания доклада на тему “Биологическое действие радиоактивных излучений”. После обсуждения доклада перейти к изложению нового материала. Ввести понятие термоядерной реакции, обсудить условия ее протекания. Записать в качестве примера уравнение термоядерной реакции слияния изотопов водорода (дейтерия и трития). Указать на трудности осуществления управляемой термоядерной реакции. Выделить важную роль термоядерных реакций в эволюции Вселенной. Познакомить учащихся с гипотезами, выдвигаемыми разными учеными, их несостоятельностью и оригинальностью. Записать уравнения цепочки термоядерных реакций, составляющих водородный цикл.

Кратковременную контрольную работу по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”, рассчитанную на 25 мин, можно провести в традиционном виде на два варианта.