Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Закрепить представление о прямолинейном равноускоренном движении, рассмотреть, как изменяется скорость тела при прямолинейном равноускоренном движении, график скорости; научить решать задачи с применением формулы для расчета скорости.

Демонстрации. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Содержание опроса. 1. Что понимают под мгновенной скоростью неравномерного движения? 2. Дайте определение ускорения равноускоренного движения. 3. Что характеризует ускорение? 4. Какова единица ускорения в СИ?

Содержание нового материала. Формулы для определения вектора скорости и его проекции. График зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения сонаправлены и направлены в противоположные стороны.

Закрепление материала. Решение задачи 1 из упражнения 6, задач 1428 и 1435 из Сборника.

Домашнее задание. § 6. Упражнение 6 (2, 3).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о графическом представлении механического движения тел, регулятивными УУД при решении качественных, расчетных и графических задач.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о зависимости проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные задачи по определению ускорения, времени, начальной и конечной скоростей движения.

Частные предметные: записывать формулу скорости тела при прямолинейном равноускоренном движении в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; читать и строить графики скорости; решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул.

Методические замечания

Урок можно начать с физического диктанта, рассчитанного на 7 мин, а затем перейти к изучению новой темы.

Физический диктант

1. Равноускоренное движение является ... (равномерным или неравномерным).

2. Ускорение характеризует ... .

3. Вектор ускорения сонаправлен с вектором ... .

4. Что такое равноускоренное движение?

5. Единица ускорения в СИ ... .

6. Что называют мгновенной скоростью неравномерного движения?

7. Как направлен вектор мгновенной скорости при прямолинейном движении тела?

8. Запишите формулу для расчета ускорения в векторном виде.

После выполнения физического диктанта учащиеся самостоятельно проверяют его и оценивают, поменявшись тетрадями с соседом по парте: четыре правильных ответа — 3, пять или шесть правильных ответов — 4, семь или восемь правильных ответов — 5. Для проверки диктанта они могут использовать конспект предыдущего урока, записанный в рабочей тетради. Затем учащиеся вместе с учителем сверяют и обсуждают ответы.

Изложение нового материала следует начать с обсуждения формулы для расчета ускорения в скалярном виде (проекции векторов на ось ОХ). Выразить из этой формулы проекцию вектора конечной скорости. Затем вспомнить из курса математики линейную функцию у = kx + b и график этой функции. Построить, например, график зависимости проекции вектора скорости от времени для разгоняющегося перед взлетом самолета, который движется прямолинейно из состояния покоя с ускорением 1,5 м/с2 в течение 40 с: vx = 1,5t (м/с).

Можно вызвать к доске двух учащихся и дать им задание: построить графики зависимости vx = = 10 + 1,4t (м/с) и vx = 20 - 2t (м/с). Затем проанализировать эти графики.