Деление ядер урана. Цепная реакция. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков - СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Деление ядер урана. Цепная реакция. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков - СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР

Цель урока. Закрепить знания учащихся о ядерных реакциях; ввести физические понятия “цепная ядерная реакция”, “критическая масса”; изучить реакцию деления ядра атома урана по фотографии треков.

Демонстрации. Таблица “Цепная ядерная реакция”. Фотография треков заряженных частиц (по рис. 201 учебника).

Содержание опроса. 1. Что называется энергией связи ядра? 2. Запишите формулу для определения дефекта массы ядра любого атома. 3. Запишите формулу для расчета энергии связи ядра атома.

Содержание нового материала. Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Выполнение лабораторной работы № 7 “Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков”.

Закрепление материала. Вопросы после § 58.

Домашнее задание. § 58.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об экспериментальных методах исследования деления ядра урана (по фотографии треков по рис. 201 учебника), познавательными УУД при выполнении лабораторной работы, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений по изучению деления ядра атома урана, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь использовать экспериментальный метод исследования, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.

Общие предметные: пользоваться методами научного познания, планировать и проводить эксперименты по изучению реакции деления ядра атома урана (по фотографии треков); объяснять полученные результаты, делать выводы.

Частные предметные: описывать процесс деления ядра атома урана; применять закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; называть условия протекания управляемой цепной реакции.

Методические замечания

Изложение нового материала можно начать с экспериментального факта открытия деления ядер урана при бомбардировке их нейтронами в 1939 г. немецкими учеными Отто Ганом и Фрицем Штрассманом. Рассмотреть механизм деления ядра атома урана по рисунку 162 учебника. Записать вывод, что реакция деления ядер урана идет с выделением энергии в окружающую среду. Энергия, заключенная в ядрах атомов, колоссальна. Привести примеры эквивалентной энергии. Далее перейти к понятию “цепная ядерная реакция”, используя таблицу “Цепная ядерная реакция”. Ввести понятие критической массы, рассмотреть условия протекания управляемой цепной ядерной реакции.

В начале выполнения лабораторной работы познакомить учащихся с правилами по технике безопасности, расписаться в журнале по ТБ. Учащиеся должны прочитать в учебнике “Пояснения” к лабораторной работе. Затем рассматривают фотографию треков на рисунке 201 учебника и письменно выполняют первое и второе задания индивидуально. Записывают вывод в тетрадь.