Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Рассмотреть прямолинейное равноускоренное движение и его характеристики; ввести физические понятия “мгновенная скорость”, “ускорение”; научить решать задачи на расчет ускорения, времени движения, начальной и конечной скоростей движения.

Демонстрации. Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Содержание опроса. 1. Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения? 2. Как найти проекцию вектора перемещения тела? 3. Что представляет собой график скорости? 4. Как найти пройденный путь или проекцию перемещения по графику скорости?

Содержание нового материала. Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.

Закрепление материала. Вопросы после § 5. Решение задач 1424, 1430 из Сборника.

Домашнее задание. § 5. Упражнение 5 (2, 3).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о прямолинейном равноускоренном движении тел, регулятивными УУД при решении расчетных задач.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний об ускорении тела при прямолинейном неравномерном движении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные задачи по определению ускорения, времени, начальной и конечной скоростей движения.

Частные предметные: объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулу для расчета ускорения при решении расчетных задач.

Методические замечания

В начале урока следует провести проверочную работу, рассчитанную на 10—15 мин, используя варианты теста для самоконтроля 1 (ТС-1) “Прямолинейное равномерное движение” из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

Изложение нового материала можно начать с демонстрации прямолинейного равноускоренного движения. Вспомнить характеристики механического движения. Ввести понятия мгновенной скорости неравномерного прямолинейного движения и ускорения, записать формулу для расчета ускорения в векторном виде. Напомнить учащимся, что изменение физической величины обозначается буквой А. Обратить внимание учащихся, что вектор ускорения сонаправлен с вектором изменения скорости тела. Затем находим проекции векторов скорости и ускорения на выбранную ось ОХ. Вывести единицу ускорения в СИ. Рассмотреть рисунок 8 на с. 22 учебника и решить предложенную задачу на расчет ускорения движения санок при скатывании с горки (участок АВ) и при движении по горизонтальному участку CD. Обсудить полученные значения проекции вектора ускорения и его направление.