Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Цель урока. Ввести физические понятия “электромагнитные колебания”, “колебательный контур”; получить свободные электромагнитные колебания и удостовериться в их существовании; дать формулу Томсона (без вывода) и научить решать задачи с ее применением.

Демонстрации. Регистрация свободных электрических колебаний (по рис. 137 учебника).

Содержание опроса. 1.Что служит источником электромагнитного поля? 2. Чем отличаются силовые линии вихревого электрического поля от силовых линий электростатического поля? 3. Кто и когда создал теорию электромагнитного поля? 4. Что представляет собой электромагнитная волна? 5. Какие векторы периодически меняются по модулю и направлению в электромагнитной волне? 6. Чему равна скорость распространения электромагнитной волны в вакууме? 7. Назовите диапазоны электромагнитных волн. 8. Запишите формулу для расчета длины электромагнитной волны. 9. Когда и кем были впервые экспериментально получены электромагнитные волны? 10. Приведите примеры применения разных диапазонов электромагнитных волн и их воздействия на живые организмы.

Содержание нового материала. Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона.

Закрепление материала. Вопросы после § 45.

Домашнее задание. § 45. Упражнение 42.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при решении расчетных задач на применение формулы Томсона; уметь объяснять возникновение и существование электромагнитных колебаний в колебательном контуре; развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы после параграфа.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению электромагнитных колебаний, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний об электромагнитных колебаниях; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Общие предметные: изучить понятия “электромагнитные колебания” и “колебательный контур”; применять полученные знания при решении расчетных задач на формулу Томсона; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; делать выводы; решать расчетные задачи на формулу Томсона.

Методические замечания

В начале изложения нового материала напомнить, что источником электромагнитных волн являются ускоренно движущиеся заряженные частицы. Ввести понятие электромагнитных колебаний. Обратить внимание учащихся, что для создания мощной электромагнитной волны, которую можно было бы зарегистрировать приборами на больших расстояниях от излучающей ее антенны, требуется генератор высокочастотных электромагнитных колебаний. Затем рассмотреть одну из основных частей генератора — колебательный контур. Начертить электрическую схему колебательного контура. Получить свободные электромагнитные колебания и удостовериться в их существовании с помощью установки по рисунку 137 учебника. Объяснить возникновение и существование электромагнитных колебаний в колебательном контуре, используя рисунок 138 учебника. Напомнить, что колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются свободными. Период свободных колебаний равен собственному периоду колебательной системы, т. е. колебательного контура. Дать без вывода формулу Томсона. Проанализировать эту формулу: период прямо пропорционально зависит от параметров колебательного контура — емкости конденсатора и индуктивности катушки. Напомнить, что для создания в контуре незатухающих колебаний необходимо восполнять потери энергии, периодически подключая конденсатор к источнику тока. В генераторе это осуществляется автоматически.