Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Цель урока. Ввести понятие “переменный электрический ток”; рассмотреть внешний вид и устройство гидрогенератора, уменьшение потерь электроэнергии при ее передаче от электростанций к потребителям; назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии.

Демонстрации. Трансформатор универсальный. Таблицы: “Передача и распределение электроэнергии”, “Трансформатор”.

Содержание опроса. 1. В чем заключается явление самоиндукции? 2. Что такое индуктивность, или коэффициент самоиндукции? 3. Какова единица индуктивности в СИ? 4. От чего зависит индуктивность? 5. Назовите формулу энергии магнитного поля тока.

Содержание нового материала. Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример — гидрогенератор). Потери энергии в линиях электропередачи (ЛЭП), способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии. Самостоятельная работа № 2 (по материалу § 34—42).

Закрепление материала. Вопросы после § 42.

Домашнее задание. § 42. Упражнение 39.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о переменном электрическом токе, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной образной форме; развивать монологическую и диалогическую речь; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы после параграфа.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению переменного электрического тока, его получению и передаче; развивать творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний о переменном электрическом токе; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: применять знания о переменном электрическом токе в повседневной жизни; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния; рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия трансформатора и его применении.

Методические замечания

Изложение нового материала следует начать с повторного рассмотрения получения индукционного тока в катушке, перемещая относительно нее постоянный магнит (по рис. 119, а учебника). По отклонению стрелки гальванометра то в одну, то в другую сторону можно сделать вывод: модуль силы индукционного тока в катушке и направление этого тока периодически меняются. Затем даем определение переменного тока. Предложить учащимся привести примеры использования переменного тока. Перейти к устройствам, которые предназначены для получения переменного электрического тока, т. е. устройствам, в которых механическая энергия преобразуется в электрическую. Рассмотреть устройство и принцип работы электромеханического генератора переменного тока (по рис. 131 учебника), гидрогенератора (по рис. 132 учебника). Записать в тетрадях значение стандартной частоты переменного тока, применяемого в промышленности и осветительной сети в России и многих других странах. Пояснить, что означает это числовое значение частоты. Проанализировать график зависимости силы переменного тока от времени (по рис. 133 учебника).

Для передачи электроэнергии от электростанций в места ее потребления служат ЛЭП. Рассмотреть по рисункам и таблицам современные ЛЭП. Обсудить проблемы уменьшения потерь электроэнергии при ее передаче от электростанций к потребителям, записав закон Джоуля—Ленца, формулу для расчета электрического сопротивления проводника и сделав соответствующие выводы. Затем рассмотреть назначение, устройство, принцип действия трансформатора и его применение, используя таблицы.

В конце урока следует выполнить самостоятельную работу № 2, рассчитанную на 15 мин.

Можно провести физический диктант по теме “Магнитное поле. Электромагнитная индукция”, рассчитанный на 10—15 мин. Листы с данным текстом физического диктанта учитель раздает по вариантам. Учащиеся пишут на листах фамилию, имя и дописывают каждое предложение.

Физический диктант

Вариант 1

1. Источники магнитного поля — ... .

2. Наглядно представить картину силовых линий магнитного поля можно с помощью ... .

3. Магнитные линии не имеют ... .

4. Неоднородное магнитное поле — это ... .

5. Формула модуля вектора магнитной индукции ... .

6. Единица индуктивности катушки в СИ ... .

7. Магнитный поток характеризует ... .

8. При изменении магнитного потока, пронизывающего площадь, ограниченную замкнутым проводником, в этом проводнике возникает ... .

9. Явление электромагнитной индукции было открыто ... (кем и когда).

10. Линии магнитной индукции — это ... .

Вариант 2

1. Магнитные линии — это ... .

2. По картине магнитных линий можно судить о ... .

3. Однородное магнитное поле — это ... .

4. Формула энергии магнитного поля тока ... .

5. Единица индукции магнитного поля в СИ ... .

6. Индуктивность катушки зависит от ... .

7. Магнитный поток, пронизывающий площадь контура, меняется при ... .

8. Определить направление индукционного тока можно с помощью ... .

9. На основании явления электромагнитной индукции были созданы ... .

10. Направление силы, действующей на проводник с током, можно определить с помощью ... .