Индукция магнитного поля. Магнитный поток - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Индукция магнитного поля. Магнитный поток - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Цель урока. Закрепить знания учащихся о магнитном поле; ввести физические понятия “индукции магнитного поля”, “магнитный поток”; научить решать расчетные задачи на применение формулы индукции магнитного поля.

Демонстрации. Действие магнитного поля полосового магнита на железные кнопки или железные опилки (по рис. 111 учебника).

Содержание опроса. 1. Как можно обнаружить магнитное поле? 2. От чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле? 3. Сформулируйте правило левой руки для находящегося в магнитном поле проводника с током; для движущейся в магнитном поле заряженной частицы. 4. Что можно определить, используя правило левой руки? 5. В каком случае сила, действующая со стороны магнитного поля на проводник с током или движущуюся заряженную частицу, равна нулю?

Содержание нового материала. Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Единица магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля.

Закрепление материала. Вопросы после § 37, 38.

Домашнее задание. § 37, 38. Упражнение 34 (1).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при решении расчетных задач на индукцию магнитного поля, при выдвижении гипотез о зависимости магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля; развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы после параграфа.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению магнитного поля и физических величин, характеризующих его, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках магнитного поля, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Общие предметные: изучить новые физические величины, характеризующие магнитное поле; применять полученные знания при решении расчетных задач; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции магнитного поля с модулем силы, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока в проводнике; описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура, и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции.

Методические замечания

Изложение нового материала можно начать с опыта с двумя постоянными полосовыми магнитами разного размера (по рис. 111 учебника). После демонстрации действия магнитных полей перед учащимися поставить вопрос: “Какой величиной можно охарактеризовать магнитное поле?” Затем ввести понятие “индукция магнитного поля”. Пояснить с помощью опыта (по рис. 112 учебника), что это величина служит характеристикой магнитного поля. Записать вывод, что модуль силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током, зависит от самого магнитного поля — более мощный магнит действует на данный проводник с большей силой. Отношение же модуля силы F к длине проводника l и силе тока I в нем есть величина постоянная, которая не зависит ни от длины проводника, ни от силы тока в нем. Это отношение зависит только от поля и может служить его количественной характеристикой. Величина F/Il и принимается за модуль вектора магнитной индукции. Ввести единицу индукции магнитного поля в СИ. Обратить внимание учащихся на то, что более точное название магнитных линий — линии магнитной индукции или линии индукции магнитного поля. Пояснить с помощью рисунка 113 учебника определение линий магнитной индукции. Затем, пользуясь термином “магнитная индукция”, назвать основные признаки однородного и неоднородного магнитных полей. Дать новое определение однородного и неоднородного магнитных полей (учитывая их основные признаки).

Понятие “магнитный поток”, или “поток вектора магнитной индукции”, ввести, рассматривая рисунок 116 учебника. Прийти к выводу, что магнитный поток прямо пропорционален модулю вектора магнитной индукции однородного магнитного поля и площади, ограниченной этим контуром. Кроме того, магнитный поток зависит от взаимного расположения плоскости контура и линий магнитной индукции. Записать вывод: магнитный поток, пронизывающий площадь контура, меняется при изменении модуля вектора магнитной индукции, площади контура и при изменении его ориентации по отношению к линиям индукции магнитного поля. Обратить внимание учащихся на случай, когда магнитный поток равен нулю (по рис. 117 учебника).