Распространение звука. Звуковые волны - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Распространение звука. Звуковые волны - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Цель урока. Закрепить знания учащихся о звуковых волнах; рассмотреть необходимое условие для распространения звуковых волн и скорость звука в разных средах; научить решать расчетные и качественные задачи на звуковые волны.

Демонстрации. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис. 80 учебника).

Содержание опроса. 1. От чего зависит высота звука? 2. От чего зависит громкость звука? 3. Каковы признаки шумовой болезни? 4. Как отражается на здоровье человека систематическое действие громких звуков?

Содержание нового материала. Наличие среды — необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах.

Закрепление материала. Вопросы после § 32. Решение задач 1842, 1845 из Сборника.

Домашнее задание. § 32. Упражнение 30 (3, 4, 6).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при выдвижении гипотез о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры, экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, выполнении эксперимента и решении качественных и расчетных задач на звуковые волны; научиться оценивать результаты своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий; развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению звуковых волн и их характеристик, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать инициативу.

Общие предметные: проводить наблюдения распространения звуковых колебаний в разных средах; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры; применять полученные знания в повседневной жизни.

Методические замечания

Изложение нового материала следует начать с опыта, доказывающего, что в пространстве, где нет вещественной среды, звук не распространяется (по рис. 80 учебника). Обратить внимание учащихся на то, что хорошо проводят звуки упругие вещества, например металлы, древесина, жидкости, газы. Подтвердить это простыми опытами: с карманными часами и деревянной доской, металлической ложкой и бечевкой или проволокой. Рассмотреть мягкие и пористые тела — плохие проводники звука. Повторить, используя знания учащихся из курса биологии, как звуковые волны вызывают у человека ощущение звука. Напомнить, что в газах и жидкостях могут существовать только продольные упругие волны. Рассмотреть зависимость скорости распространения звука от свойств среды и от ее температуры (табл. 2 учебника). При решении задач скорость звука в воздухе принять равной 340 м/с.