Распространение колебаний в среде. Волны - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Група в ViberГрупа в Facebook

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Распространение колебаний в среде. Волны - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Цель урока. Закрепить знания учащихся о колебательном движении, рассмотреть механизм распространения упругих колебаний; ввести физическое понятие “механическая волна”; рассмотреть виды волн.

Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис. 69—71 учебника). Таблица “Механические волны”.

Содержание опроса. 1. В чем заключается явление, называемое резонансом? 2. К каким колебаниям — свободным или вынужденным — применимо понятие резонанса? 3. Почему амплитуда установившихся колебаний, вызванных вынуждающей силой, достигает наибольшего значения именно при совпадении частоты изменения этой силы с собственной частотой колебательной системы? 4. Приведите примеры, показывающие, что в одних случаях резонанс может быть полезным явлением, а в других — вредным.

Содержание нового материала. Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах.

Закрепление материала. Вопросы после § 28. Решение задачи 1826 из Сборника.

Домашнее задание. § 28.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о распространении упругих колебаний в газе, жидкости и твердых телах (уметь работать с текстом учебника), воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной образной форме, выделять основное содержание прочитанного текста; научиться оценивать результаты своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий; развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению механических волн и их видов; самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать инициативу.

Общие предметные: проводить наблюдения явления распространения упругих колебаний в различных средах; уметь различать продольные и поперечные волны; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн; называть физические величины, характеризующие волновой процесс; применять полученные знания в повседневной жизни.

Методические замечания

Урок можно начать с просмотра презентаций “Механический резонанс”, подготовленных учащимися дома индивидуально или в группах. Обсудить приведенные примеры механического резонанса и его полезные и вредные проявления.

Изложение нового материала следует начать с демонстрации процесса возникновения волны в пружине (по рис. 69 учебника). Перейти к определению волны. Рассмотреть бегущие волны и указать основное свойство волн любой природы. Дать определение упругих волн. Рассмотреть виды волн: продольные и поперечные (по рис. 69—71 учебника) и их демонстрации. Выяснить, почему поперечные волны могут распространяться только в твердых телах, а продольные — в любой среде: твердой, жидкой и газообразной.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.