Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Цель урока. Исследовать зависимость периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Демонстрации. Свободные колебания нитяного маятника.

Содержание опроса. 1. Дайте определение свободных колебаний. 2. Что называется периодом колебаний, частотой колебаний? 3. Каковы единицы периода и частоты колебаний в СИ? 4. Как экспериментально определить период колебаний? 5. Запишите формулы взаимосвязи периода и частоты колебаний. 6. Какую зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины его нити мы должны получить в лабораторной работе? 7. Как зависит частота колебаний нитяного маятника от его длины?

Содержание нового материала. Экспериментальное исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Домашнее задание. Решить задачи 1777, 1780 из Сборника.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о колебательном движении нитяного маятника, познавательными УУД при выполнении эксперимента, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности при исследовании зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений по исследованию зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь использовать экспериментальный метод исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу, работать в группе (парами).

Общие предметные: пользоваться методами научного познания, планировать и проводить эксперименты по исследованию зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины; обрабатывать результаты измерений и объяснять полученные результаты, представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц, делать выводы; оценивать границы погрешностей при измерении времени колебаний.

Частные предметные: определять количество (число) колебаний маятника, измерять время этого количества колебаний; рассчитывать период и частоту колебаний маятника; использовать знания зависимости периода и частоты колебаний маятника от его длины в быту.

Методические замечания

В начале выполнения лабораторной работы познакомить учащихся с правилами по технике безопасности, расписаться в журнале по ТБ. Учащиеся определяют цену деления измерительной ленты, обсуждают ход выполнения работы, приборы, используемые для ее выполнения, отвечают на вопросы, а после выполнения работы оценивают результаты измерений и вычислений. Результаты заносят в таблицу, записывают вывод в тетрадь.