Колебательное движение. Свободные колебания - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Колебательное движение. Свободные колебания - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Цель урока. Закрепить знания учащихся о механическом движении и его видах; ввести физические понятия: “колебательное движение”, “свободные колебания”, “колебательная система”, “маятник”; рассмотреть колебательное движение на примерах пружинного и нитяного маятников.

Демонстрации. Примеры колебательных движений (по рис. 52 учебника). Экспериментальная задача на повторение закона Гука и измерение жесткости пружины.

Содержание опроса. 1. Дайте определение механического движения. 2. Какие виды механического движения вы знаете? 3. Какие физические величины описывают механическое движение? 4. Приведите примеры различных видов механического движения.

Содержание нового материала. Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник.

Закрепление материала. Вопросы после § 23.

Домашнее задание. § 23. Упражнение 23.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о колебательном движении; овладеть регулятивными УУД на примерах колебательного движения, при решении качественных задач; научиться монологической и диалогической речи.

Личностные: сформировать познавательный интерес к одному из видов механического движения — колебательному движению; развивать творческие способности и практические умения по решению качественных задач на колебательное движение; самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать инициативу.

Общие предметные: проводить наблюдения колебательного движения, выделять его признаки (особенности), объяснять полученные результаты и делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа, применять полученные знания при решении качественных задач на колебательное движение.

Частные предметные: определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний в природе, быту и технике; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; измерять жесткость пружины.

Методические замечания

Изложение нового материала можно начать с примеров колебательного движения (демонстрации). Обсудить с учащимися на каждом примере, что является особенностью колебательного движения или по каким признакам они определяют, что данное тело совершает колебательное движение. Вспомнить виды равновесия тел. Обратить внимание учащихся следует на то, какие тела входят в данную колебательную систему, какова траектория движения данного колеблющегося тела, какие кинематические величины изменяются при колебательном движении, какие силы действуют на колеблющееся тело в каждом примере. Сделать на доске необходимые рисунки с указанием сил, действующих на колеблющееся тело. Разобрать примеры маятников, продемонстрировать их: нитяной, пружинный, конический, физический.