Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Повторить понятие “ускорение свободного падения”, закон всемирного тяготения и второй закон Ньютона; вывести формулу для расчета ускорения свободного падения; научить решать задачи на определение ускорения свободного падения.

Содержание опроса. 1. Дайте определение явления всемирного тяготения. 2. Приведите примеры проявления силы тяготения. 3. Кто и в каком веке открыл закон всемирного тяготения? 4. Сформулируйте закон всемирного тяготения. 5. Чему равна гравитационная постоянная? 6. Назовите формулу закона всемирного тяготения.

Содержание нового материала. Формула для определения ускорения свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты места и высоты над поверхностью Земли.

Закрепление материала. Вопросы после § 16. Решение задач 1533, 1536 из Сборника.

Домашнее задание. § 16. Упражнение 16 (1—4).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний об ускорении свободного падения на Земле, на Луне и других небесных телах; формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: сформировать познавательный интерес к ускорению свободного падения на Земле и других небесных телах, творческие способности и практические умения по решению расчетных задач на применение формулы для определения ускорения свободного падения; самостоятельно приобретать знания о характеристиках планет Солнечной системы; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: знать причину возникновения ускорения свободного падения; понимать, от чего зависит числовое значение ускорения свободного падения; уметь рассчитывать ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: выводить формулу для определения ускорения свободного падения; понимать, как зависит ускорение свободного падения от географической широты места и высоты тела над поверхностью Земли; использовать эти знания в повседневной жизни; решать расчетные задачи на применение формулы для определения ускорения свободного падения.

Методические замечания

В начале урока следует провести проверочную работу, рассчитанную на 10—15 мин. Возможно использование вариантов СР-8 “Свободное падение тел” из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

Изложение нового материала можно начать с повторения формулировок и формул второго закона Ньютона и закона всемирного тяготения. Вывести формулу для расчета ускорения свободного падения. Обсудить, почему числовое значение ускорения свободного падения зависит от географической широты места и высоты тела над поверхностью Земли. Затем разобрать ответы на вопросы после § 16. Посмотреть видеофрагмент об ускорении свободного падения на Луне из видеофильма по астрономии “Луна”.