Закон всемирного тяготения - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Закон всемирного тяготения - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Повторить понятие “явление всемирного тяготения”; выявить гравитационную природу силы всемирного тяготения; сформулировать закон всемирного тяготения; ввести гравитационную постоянную; научить решать задачи на применение закона всемирного тяготения.

Демонстрации. Падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса.

Содержание опроса. 1. Какая сила действует на тело, брошенное вертикально вверх? 2. Какое ускорение сообщает ему сила тяжести (согласно второму закону Ньютона)? 3. Как меняется скорость тела при его движении вертикально вверх? 4. От чего зависит наибольшая высота подъема брошенного вверх тела при отсутствии силы сопротивления воздуха? 5. Каковы направления векторов ускорения свободного падения и скорости при движении тела вверх; вниз?

Содержание нового материала. Закон всемирного тяготения. Условия применимости закона. Гравитационная постоянная.

Закрепление материала. Решение задач 1605, 1606 из Сборника.

Домашнее задание. § 15. Упражнение 15.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о явлении всемирного тяготения; применять эвристические методы при решении вопроса о причинах возникновения гравитационных сил при взаимодействии тел; формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: сформировать познавательный интерес к силе всемирного тяготения и открытию И. Ньютона, творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на применение закона всемирного тяготения; самостоятельно приобретать знания о гравитационных силах; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: знать природу силы всемирного тяготения; понимать, от чего зависит сила всемирного тяготения; уметь графически изображать силы, с которыми притягиваются два тела; понимать смысл закона всемирного тяготения; объяснять причину приливов и отливов на Земле.

Частные предметные: понимать смысл закона всемирного тяготения; объяснять явление притяжения тел и использовать эти знания в повседневной жизни; записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения; решать расчетные задачи на применение этого закона.

Методические замечания

Изложение нового материала можно начать с просмотра видеофрагмента о приливах и отливах на Земле (видеофильм по астрономии “Луна”) и постановки вопроса “В чем причина приливов и отливов на Земле?”. После обсуждения ответа на этот вопрос вспомнить определение явления всемирного тяготения. Сформулировать закон всемирного тяготения. Записать формулу закона. Ввести коэффициент пропорциональности в формуле закона всемирного тяготения — гравитационную постоянную. Определить границы применимости закона всемирного тяготения. Привести примеры проявления силы тяготения.

В качестве интересного дополнительного материала по теме “Закон всемирного тяготения” можно рассказать следующее: “Дерево в саду родового имения семьи Ньютонов в Вусторпе, неподалеку от Кембриджа, откуда сорвалось знаменитое яблоко, в течение многих лет, пока его не сломала буря, было музейным экспонатом. Еще бы! Падение этого яблока явилось причиной открытия закона всемирного тяготения!”1


1 Библиотека “Первого сентября”. Я иду на урок физики 9 класс. М.: Первое сентября, 2000 г.