Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Измерение ускорения свободного падения - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Измерение ускорения свободного падения - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Закрепить знания учащихся о прямолинейном равноускоренном движении; научить решать задачи на движение тела, брошенного вертикально вверх; рассмотреть состояние невесомости; определить экспериментально ускорение свободного падения.

Демонстрации. Невесомость (по рис. 31 из учебника). Прямолинейное равноускоренное движение бруска по вертикали без начальной скорости.

Содержание опроса. 1. Дайте определение прямолинейного равноускоренного движения. 2. Дайте определение понятия “свободное падение”. 3. Назовите формулу для расчета проекции вектора перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости (высоты падения). 4. Выразите из этой формулы ускорение свободного падения тела.

Содержание нового материала. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость. Определение ускорения свободного падения при его прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Домашнее задание. § 14. Упражнение 14.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о прямолинейном равноускоренном движении, познавательными УУД при выполнении эксперимента, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности при определении ускорения свободного падения бруска.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений по определению ускорения свободного падения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь использовать экспериментальный метод исследования прямолинейного равноускоренного движения бруска, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу, работать в группе (парами).

Общие предметные: использовать метод эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, счет, измерение); планировать и выполнять эксперименты; обрабатывать и объяснять полученные результаты измерения времени и пройденного пути, расчета ускорения свободного падения бруска; делать выводы; оценивать границы погрешностей при измерении пути и времени.

Частные предметные: наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; измерять пройденный путь (высоту падения) и время движения бруска; рассчитывать ускорение свободного падения бруска; использовать знания и навыки измерения пути и времени движения в быту; приводить примеры свободного падения в быту и технике, числового значения ускорения свободного падения тел.

Методические замечания

Урок можно начать с решения задачи 1545 из Сборника. Запись на доске условия задачи и поясняющий рисунок помогут учащимся применить формулы для проекций векторов перемещения и скорости при движении тела, брошенного вертикально вверх. Затем привести примеры состояния невесомости и разобрать условия, при которых тела находятся в невесомости.

В начале выполнения лабораторной работы познакомить учащихся с правилами по технике безопасности, расписаться в журнале по ТБ. Оформить протокол работы в тетрадях для лабораторных работ. Учащиеся определяют цену деления измерительной линейки, обсуждают ход выполнения работы, приборы, используемые для ее выполнения, отвечают на вопросы, а после выполнения работы оценивают результаты измерений и вычислений. Результаты заносят в таблицу, записывают вывод в тетрадь.