Свободное падение тел - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Свободное падение тел - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Ввести физические понятия “свободное падение” и “ускорение свободного падения”; закрепить знания учащихся о прямолинейном равноускоренном движении и втором законе Ньютона; научить решать задачи на свободное падение тел.

Демонстрации. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве (опыт с трубкой Ньютона по рис. 29 учебника).

Содержание опроса. 1. Дайте определение понятия “сила”. 2. Перечислите силы, какие вы знаете. Какова природа этих сил? 3. Как можно измерить силу? 4. От чего зависит действие силы на тело? 5. Сформулируйте третий закон Ньютона. 6. Назовите формулу третьего закона Ньютона. 7. Приведите примеры, иллюстрирующие третий закон Ньютона. 8. Почему нельзя складывать силы, возникающие при взаимодействии тел?

Содержание нового материала. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

Закрепление материала. Решение задачи 1 из упражнения 13.

Домашнее задание. § 13. Упражнение 13 (2, 3).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о свободном падении тел и ускорении свободного падения, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной образной форме; развивать монологическую и диалогическую речь; научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием интернет-ресурсов и дополнительной литературы при подготовке презентации “Свободное падение тел”.

Личностные: сформировать познавательный интерес к ускорению свободного падения; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний о свободном падении тел; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: применять знания о свободном падении тел для объяснения прямолинейного равноускоренного движения тел в поле силы тяжести Земли; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа; решать расчетные задачи по кинематике на свободное падение тел.

Частные предметные: наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и разреженном пространстве; делать выводы о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести.

Методические замечания

Урок можно начать с физического диктанта на законы Ньютона, рассчитанного на 10 мин, а затем перейти к изучению нового материала.

Физический диктант

1. Инерция — это явление ... .

2. Инерциальной системой отсчета называется система отсчета, относительно которой ... .

3. Формулировка первого закона Ньютона.

4. Равнодействующая сила — это сила, ... .

5. Сила — это векторная физическая величина, ... .

6. Единица силы в СИ.

7. Формулировка второго закона Ньютона.

8. Формула второго закона Ньютона в векторном виде.

9. Действие силы на тело зависит от ... .

10. Формулировка и формула третьего закона Ньютона.

После выполнения физического диктанта учащиеся самостоятельно проверяют его и оценивают, поменявшись тетрадями с соседом по парте: пять или шесть правильных ответов — 3, семь или восемь правильных ответов — 4, девять или десять правильных ответов — 5. Для проверки диктанта они могут использовать конспект предыдущего урока, записанный в рабочей тетради. Затем учащиеся вместе с учителем сверяют и обсуждают ответы.

После проверки диктанта учащимся можно предложить просмотр видеофильма “Физика из космоса. Механика. Законы Ньютона” (ВАКО “Союз”) на повторение и закрепление знаний учащихся о законах Ньютона.

Изложение нового материала следует начать с введения понятий: “свободное падение”, “ускорение свободного падения”. Затем продемонстрировать опыт с трубкой Ньютона и обсудить его. Напомнить основные формулы из кинематики для прямолинейного равноускоренного движения и записать их в проекциях на ось OY.