Третий закон Ньютона - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Третий закон Ньютона - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Повторить понятия “взаимодействие тел” и “сила”, устройство и принцип действия динамометра; сформулировать третий закон Ньютона; выявить природу сил, возникающих при взаимодействии тел; научить решать задачи на третий закон Ньютона.

Демонстрации. Третий закон Ньютона (по рис. 22, 23, 24 учебника).

Содержание опроса. 1. Дайте определение силы. 2. Дайте определение равнодействующей силы. 3. Что является причиной возникновения ускорения? 4. Сформулируйте второй закон Ньютона. 5. Назовите формулу второго закона Ньютона в векторном виде. 6. Как направлено ускорение, с которым движется тело?

Содержание нового материала. Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б) приложены к разным телам.

Закрепление материала. Решение задач 1 и 2 из упражнения 12, задачи 1517 из Сборника.

Домашнее задание. § 12. Упражнение 12 (3).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: научиться понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами; овладеть регулятивными У УД на примерах гипотез о результатах взаимодействия двух тел и уметь выполнять их экспериментальную проверку; применять эвристические методы при решении вопроса о причинах возникновения сил при взаимодействии тел и выявлении их природы.

Личностные: сформировать познавательный интерес к силам в природе, творческие способности и практические умения; самостоятельно приобретать знания о силах, о законах Ньютона; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: знать природу сил, возникающих при взаимодействии тел; понимать, от чего зависит действие силы на тело (точки приложения, направления и модуля); уметь графически изображать силы, с которыми взаимодействуют тела; понимать смысл третьего закона Ньютона; пользоваться методами научного познания (наблюдение, сравнение, измерение) при проведении опытов, иллюстрирующих третий закон Ньютона, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Частные предметные: наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; записывать третий закон Ньютона в виде формулы; решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона.

Методические замечания

После фронтального опроса и разбора вопросов по домашнему заданию вместе с учениками повторить из курса физики 7 класса устройство и принцип действия динамометра; понятия “взаимодействие тел” и “сила”; вспомнить, какие бывают силы и какова их природа. Обратить внимание на то, от чего зависит действие силы на тело. Рассмотреть взаимодействие тел и силы, возникающие при этом взаимодействии (демонстрация третьего закона Ньютона по рис. 22, 23, 24 учебника). Привести примеры проявления третьего закона Ньютона, изобразить графически силы, возникающие при этих взаимодействиях. Выяснить, почему нельзя складывать силы, возникающие при взаимодействии двух тел, и применять для них второй закон Ньютона.