Материальная точка. Система отсчета - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Материальная точка. Система отсчета - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Закрепить представление о механическом движении, сформировать представление о координатном способе описания механического движения, об относительности механического движения; ввести физические понятия “материальная точка”, “поступательное движение”, “система отсчета”.

Демонстрации. Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2,6 учебника).

Содержание опроса. 1. Приведите примеры механического движения. 2. Сформулируйте определение механического движения. 3. Вспомните, что называется траекторией движения. 4. Что такое пройденный путь? 5. Какие виды механического движения вы знаете? 6. Какие физические величины характеризуют механическое движение?

Содержание нового материала. Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета.

Закрепление материала. Вопросы после § 1. Решить задачи 1383, 1384 из Сборника1.

Домашнее задание. § 1. Вопросы после § 1 и упражнение 1 — устно.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о механическом движении тел, практического опыта, понимания различий между теоретической моделью “материальная точка” и реальным физическим телом; овладеть познавательными регулятивными универсальными учебными действиями (УУД) при выполнении экспериментальных заданий.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о механическом движении и способах его описания, практические умения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению поступательного движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать задачи по определению координаты движущегося тела относительно выбранной системы отсчета; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей; определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; обосновывать возможность замены тележки ее моделью — материальной точкой — для описания движения; использовать полученные знания в повседневной жизни и приводить примеры.

Методические замечания

Урок следует начать с демонстрации “Движение тележки”. Перед учащимися поставить вопрос: “По каким признакам можно судить о движении тела?”

На основании имеющихся знаний и личного опыта учащиеся определяют признаки механического движения: изменение положения тела в пространстве по отношению к другим телам, относительность покоя и движения. Затем учащиеся вместе с учителем вспоминают и дают определение механического движения, записывают его в тетрадь. Учащиеся самостоятельно приводят примеры механического движения с их обоснованием.

Вместе с учителем учащиеся вспоминают характеристики механического движения и его виды, приводят примеры. Рассматривают координатный способ описания движения. Учитель вводит понятие физической модели “материальная точка”, учащиеся записывают определение, рассматривают примеры материальных точек.

На примере движения тележки с капельницей учитель вводит понятия “поступательное движение”, “тело отсчета”, “система отсчета”. Определения этих физических понятий учащиеся записывают в тетрадь.


1 См.: Марон А. Е., Марон Е. А., Позойский С. В. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 кл. — М.: Дрофа, 2013.