загрузка...

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе С. В. Громова, Н. А. Родиной

 

Глава II. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

Урок 26. Действие магнитного поля на движущийся заряд

 

Цель урока:

Ввести понятие силы Лоренца.

Ход урока

I. Повторение. Проверка домашнего задания

- Что называется телеграфной связью?

- Опишите действие электрического телеграфа.

- Как работает телеграфный аппарат Морзе?

- Что такое телетайп?

- Что такое соленоид?

- Сформулируйте второе правило правой руки.

- Перечислите способы усиления магнитного действия катушки с током.

- Для каких целей используют магниты на заводах?

- Как работает магнитный сепаратор зерна?

Как действует электрический звонок?

 

II. Самостоятельная работа

Вариант I

1. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается ...

а) электрическое поле;

б) магнитное поле;

в) электрическое и магнитное поля.

2. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?

а) беспорядочно;

б) по прямым линиям вдоль проводника;

в) по замкнутым кривым, охватывающим проводник.

3. Какие металлы сильно притягиваются магнитом?

а) чугун;                 

б) никель;

в) кобальт;              

г) сталь.

4. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

а) северный;

б) южный.

5. Стальной магнит ломают пополам (см. рис. 170). Будут ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте излома магнита?

 

image207

 

а) концы А и В магнитными свойствами обладать не будут;

б) конец А станет северным магнитным полюсом, а В - южным;

в) конец В станет северным магнитным полюсом, а А - южным.

6. К одноименным магнитным полюсам подносят стальные булавки (рис. 171). Как расположатся булавки, если их отпустить?

 

image208

 

а) будут висеть отвесно;

б) головки притянутся друг к другу;

в) головки оттолкнутся друг от друга.

7. Как направлены магнитные линии между полюсами дугообразного магнита (рис. 172)?

 

image209

 

а) от А к Б;

б) от Б к А.

8. Северный магнитный полюс расположен у ... географического полюса, а южный - у ... .

а) ...южного, ...северного;

б) ...северного, ...южного.

 

Вариант II

1. К источнику тока с помощью проводов присоединили металлический стержень. Какие поля образуются вокруг стержня, когда в нем возникает ток?

а) одно лишь электрическое поле;

б) одно лишь магнитное поле;

в) электрическое и магнитное поля.

2. Что представляют собой магнитные линии магнитного поля тока?

а) замкнутые кривые, охватывающие проводник;

б) кривые, расположенные около проводника;

в) окружности.

3. Какое вещество из перечисленных ниже слабо притягиваются магнитом?

а) бумага;

б) сталь;

в)  никель;

г) чугун.

4. Разноименные магнитные полюсы ..., а одноименные - ... .

а) ...притягиваются, ...отталкиваются;

б) ...отталкиваются, ...притягиваются.

5. Концом А стальной палочки прикоснулись к северному полюсу магнита (рис 173). Будут ли после этого обладать магнитными свойствами концы палочки?

 

image210

 

а) не будут;

б) конец А станет северным магнитным полюсом, а В - южным;

в) конец В станет северным магнитным полюсом, а А - южным.

6. Как направлены магнитные линии между полюсами магнита, изображенного на рис. 174?

 

image211

 

а) от А к Б;

б) от Б к А.

7. К концу стального стержня притягиваются северный и южный полюсы магнитной стрелки. Намагничен ли он?

а) намагничен, иначе стрелка не притянулась бы;

б) определенно сказать нельзя;

в) стержень не намагничен, к намагниченному стержню притягивался бы только один полюс.

8. У магнитных полюсов расположена магнитная стрелка (рис. 175). Какой из этих полюсов северный и какой - южный?

 

image212

 

а) А - северный, В - южный;

б) А - южный, В - северный;

в) А - северный, В - северный;

г) А - южный, В - южный.

 

III. Новый материал

Эксперимент 1

В плоской круглой кювете соосно разместим кольцевой и стержневой электроды. В кювету зальем электролит, и поставим ее на полюс постоянного магнита, дающего однородное магнитное поле.

Поверхность электролита посыпем тальком или деревянными опилками. Подсоединим электроды к источнику тока. Электролит приходит в движение (начинает вращаться). Сменим направление тока - направление вращения электролита также изменится на противоположное. То же произойдет, если сменить полюс магнита. Если в цепи нет тока, то и движение электролита прекращается. Вопрос: почему?

Ток в электролите образован встречным движением положительных и отрицательных ионов. Таким образом, чтобы электролит пришел в движение, на него должна действовать сила, и эта сила должна действовать на двигающиеся частицы, несущие как положительный, так и отрицательный заряды.

Силу, с которой магнитное поле действует на движущиеся заряженные частицы, называют силой Лоренца.

Направление силы Лоренца для положительно заряженных частиц определяют с помощью правила левой руки. Действуя под прямым углом к скорости частицы, сила Лоренца не может ни ускорить, ни замедлить ее движение, она лишь искривляет траекторию движения частицы, заставляя ее двигаться по кривой линии (дуге окружности).

Далее можно воспользоваться материалом к урокам 39 и 40 для программы А. В. Перышкина.

 

IV. Закрепление изученного

Вопросы для закрепления:

- На какие заряды способно действовать магнитное поле?

- Какую силу называют силой Лоренца?

- Как устроен кинескоп телевизора?

- Сформулируйте правило левой руки.

- Опишите опыт, в котором с помощью магнитного поля можно получить электрический ток?

- Как устроен генератор постоянного тока?

Что такое электромагнитная индукция?

Решение задач

Задачи 111, 114, 115.

 

Домашнее задание

1. § 25;

2. Задачи 112, 116.





загрузка...

загрузка...