загрузка...

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе С. В. Громова, Н. А. Родиной

 

Глава IЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

Резервный урок-игра. Физический марафон по теме «Электрические явления»

 

Цели урока:

Обобщить, повторить материал по теме «Электрические явления»; развить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач; развить устную речь учащихся; развить коммуникативные способности.

Эпиграфы: Я мыслю, следовательно, я существую. (Декарт - французский философ и математик, 1596-1650 гг.)

Оформление:

1. Плакат с названием урока и его эпиграфом.

2. Портреты ученых: Кулона, Ампера, Вольта, Джоуля, Ленца.

3. Выставка книг по теме «Электричество».

4. Комплект игры.

В комплект принадлежностей к игре входят: 1) большое картонное поле, на котором изображен пейзаж, включающий горы, реку, озеро, лес, населенные пункты и другие объекты. Среди этого пейзажа проходит трасса пробега, она имеет большое число остановок, каждая из которых помечена двумя - четырьмя кружками разного цвета (комплект цветов всюду одинаков) и имеет небольшой, приклеенный рядом кармашек - «тайник»; 2) картонные или пластмассовые фигурки бегунов, которые могут стоять, окрашенные в те же цвета, что и кружки на трассе; 3) небольшой красный флажок; 4) четыре комплекта свернутых в трубочку записок на цветной бумаге. Около каждой станции в кармашке лежит набор из четырех записок разного цвета, и каждый бегун берет трубочку «своего» цвета. Записки содержат разные задания: качественные вопросы, несложные расчетные задачи и др. Всю совокупность заданий можно перемещать и для каждого бегуна выделить их «смесь», включающую разные по характеру задания. Можно, однако, поступить иначе. Один комплект (например, красного цвета) посвятить формулам, второй (зеленый) - качественным задачам, третий (желтый) - количественным, четвертый - практическому применению. Тогда в процессе игры можно будет повторить в системе весьма обширный материал.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Пусть кипит работа,

Сложны соревнованья,

Успех решает не судьба,

А ваши знанья!

 

II. Правила игры

Класс делится на 2-4 команды. Один из игроков команды кидает игровой кубик. По числу выпавших на верхней грани очков он передвигается вперед от пункта 1 к пункту 2 по кружочкам «своего» цвета. Так же поступают игроки других команд. Право второго броска и следующего передвижения команды получают только после того, как возьмут из «тайника» адресованную им записку «своего» цвета, ответят на содержащийся в ней вопрос и произнесут этот ответ. Дежурный контрольно-пропускного пункта должен принять ответ. Если ответ верен, дежурный взмахивает цветным флажком, следующий игрок команды кидает кубик и бегун продолжает бег, передвигаясь вперед. Если ответ ошибочен, то бегун остается на месте, На трассе есть несколько «коварных» мест: в точке Б бегуна поджидает болезнь, и попавший в нее вынужден лечь в госпиталь и пропустить пять ходов; в точке П у бегуна портится снаряжение - рвется обувь, ему приходиться чинить ее и пропустить три хода. Зато попавший в точку С - счастливчик: его «подхватывает ветер» и он получает право продвинуться вперед дополнительно на четыре очка. Выигрывает та команда, которая первой пришла к финишу - в пункт 2 - или затратила меньше времени на прохождение трассы.

Полезно поручить нескольким сильным в физике учащимся подготовку игры: подбор их учебной литературы и задачников заданий или вопросов, т. е. составление маршрутных ответов; выполнение этой работы оценивается отметкой «5»; арбитр тоже получает такую же отметку.

 

Комплект 1. Основные понятия (красного цвета)

1. Как взаимодействуют одноименные заряды?

2. Каково происхождение слова «электричество»?

3. Электрическим током называется?

4. Электрическое сопротивление зависит от...

5. Ученые, опыты которых позволили измерить заряд электрона...

 

Комплект 2. Основные формулы (розового цвета)

1. Формула для расчета сопротивления проводника...

2. Согласно закону Ома сопротивление проводника...

3. Согласно закону Ома сила тока проводника...

4. Согласно закону Ома напряжение проводника...

5. Закон Ома для участка цепи ...

 

Комплект 3. Физика в живой и неживой природе (синего цвета)

1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

(Ответ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

2. Что представляет собой молния?

(Ответ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2 - 0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшее значение силы тока 10000 А, но в редких случаях она достигает 230000 А.)

3. Чем объяснить то, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?

(Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна. Но если бы птица, сидя на проводе, коснулась столба крылом, хвостом - вообще каким-нибудь образом соединилась с землей, - она мгновенно была бы убита током, который устремился бы через ее тело в землю.)

4. На что расходуется электроэнергия, потребляемая домашним холодильником?

(Ответ: На нагревание комнаты, Тела, находящиеся внутри холодильника, не увеличивают своей энергии.)

5. Елочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонарика. При включении этой гирлянды в сеть на каждую приходится напряжение ЗВ. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть палец в патрон?

(Ответ: Сопротивление лампочки от карманного фонарика мало - несколько Ом. Сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом. Сопротивление пальца - несколько тысяч Ом. При последовательном соединении падения напряжений на участках цепи пропорциональны сопротивлениям участков, поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придется практически все напряжение сети.)

 

Комплект 4. Качественные и количественные задачи (желтого цвета)

1. Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3 А, напряжение на лампе 6 В. Каково электрическое сопротивление нити лампы? (20 Ом)

2. Каково напряжение на участке электрической цепи сопротивлением 20 Ом при силе тока 200 мА? (4 В)

3. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 40 Ом, если сила тока в проводнике 100 А. (4 В)

4. Какова стоимость электроэнергии, расходуемой электрической плитой мощностью 900 Вт за 40 мин непрерывной работы, если тариф электроэнергии 500 р./ кВт ч? (300 р)

5. Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки. (24 Oм)

 

III. Подведение итогов. Награждение победителей

Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их.





загрузка...

загрузка...