загрузка...

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе С. В. Громова, Н. А. Родиной

 

Глава IV. ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Домашние экспериментальные задания

 

1. Разрежьте сырую картофелину пополам и в одну их половинок на расстоянии 1-2 см воткните иголки. Иголки подсоедините к полюсам гальванического элемента. Пронаблюдайте за изменением цвета картофеля вблизи электродов (катода и анода). Можно ли с помощью этого метода выявить наличие нитратов в картофеле? Каков тип проводимости здесь имеет место?

2. Рассмотрите запасные плавкие предохранители к телевизору и другим бытовым электроприборам. Запишите предельные значения токов плавких вставок. Начертите схему электрической цепи включения электропотребителя с плавким предохранителем.

3. На баллоне лампы накаливания написано: 60 Вт, 220 В. По этим параметрам определите сопротивление спирали лампы в рабочем состоянии. Рассчитайте длину спирали лампы, если известно, что она изготовлена из вольфрамовой проволоки диаметром 0,08 мм.

4. Запишите по паспорту мощность домашнего электрического чайника (электрокипятильника). Определите количество теплоты, выделяемое за время t = 15 мин, а также стоимость потребляемой энергии за это время.

5. Соберите цепь из элемента Вольта, ключа, одновольтовой лампы. Проверьте, как зависит накал лампы от глубины погружения пластин. Объясните эту зависимость. Превращение каких видов энергии здесь происходит?

6. Что будет наблюдаться, если к двум рядом висящим швейным иглам поднести полюс магнита? Ответ объясните и проверьте на опыте.

7. Объясните, почему гвозди, канцелярские скрепки, повисшие на магните и находящиеся рядом, отклоняются от вертикального направления. Проделайте опыт и убедитесь в этом.

8. Поднесите компас вначале ко дну, а затем к верхней части железного ведра (кастрюли), стоящего на земле. У дна стрелка компаса поворачивается южным полюсом к ведру, а в верхней части - северным. Проверьте это явление и объясните его.

9. Используя парафиновую бумагу и железные опилки, получите спектр магнитного поля прямого и подковообразного магнита.

10. Исследуйте, как ведут себя листочки слабо заряженного электроскопа при приближении к нему сильно наэлектризованной (зарядом противоположного знака) палочки. Объясните наблюдаемое явление.

11. Сконструируйте и изготовьте реостат на 3 Ом. Предусмотрите приспособление, которое позволяло бы сразу определять величину введенного сопротивления реостата.

12. Исследуйте, зависит ли направление силовых линий магнитного поля электромагнита от направления тока в катушке. Зависит ли сила магнитного поля от силы тока в катушке; от материала сердечника, вводимого в катушку; от числа витков катушки?

13. Сконструируйте и изготовьте действующую модель электрического устройства, при помощи которого можно очищать немагнитные сыпучие тела (песок, соль, зерно и т. д.) от мелких железных предметов (например, железных опилок).

14. Сконструируйте установку, при помощи которой можно управлять движением игрушечного водолаза, помещенного в высокую цилиндрическую мензурку с водой. Управление должно вестись на расстоянии нескольких метров и осуществляться посредством тепла, создаваемого пламенем спиртовки при приближении к управляющему устройству (при этом водолаз должен погружаться).

15. Выпустите одновременно с одной и той же высоты вначале два пустых, а затем пустой и полный коробки спичек. Какой из них упадет раньше? Объясните наблюдаемые явления.

16. Положите на край стола небольшой предмет, например, ластик или коробок спичек. Столкните предмет со стола и зафиксируйте место, где он ударился о пол. Измерив высоту стола над полом и дальность полета, найдите скорость, которую вы сообщили телу при толчке.





загрузка...

загрузка...