загрузка...

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе С. В. Громова, Н. А. Родиной

 

Глава III. ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

Урок 43. Контрольная работа по теме «Оптические явления»

 

Цель урока:

Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.

Ход урока

Вариант I

1. При солнечном затмении на Землю падают тень и полутень от Луны.

- Почему полное солнечное затмение наблюдают жители только некоторых районов земного шара?

- Видит ли Солнце человек, находящийся в области полутени? Ответ поясните.

- Какие два теоретических положения объясняют образование полутени?

2. Мальчик стоит на берегу реки и видит небольшой камень на ее дне.

- Постройте ход лучей света. Почему мальчик видит камень, ведь он не является источником света?

- Почему угол преломления при выходе луча из воды в воздух больше, чем угол падения?

- На своем чертеже покажите кажущуюся глубину реки.

3. Фокусное расстояние рассеивающей линзы равно 20 см.

- Какую оптическую силу будет иметь составная линза, полученная сложением данной рассеивающей с собирающей, фокусное расстояние которой равно 40 см?

- Можно ли будет с помощью этой составной линзы получить действительное изображение?

4. Луч проходит через треугольную стеклянную призму.

- Сколько раз он изменяет направление? Как называется это явление?

- Можно ли сделать так, чтобы луч изменил свое направление один раз? Начертите ход луча.

- Отметьте на чертеже угол отклонения луча призмой. В чем заключается совокупное действие двух преломляющих граней призмы?

 

Вариант II

1. При лунном затмении в пространстве образуются области тени и полутени от Земли.

- Почему лунное затмение более длительное, чем солнечное?

- Видна ли Луна с Земли в области полутени?

- Какие два теоретических положения объясняют образование полутени?

2. Мальчик стоит на берегу реки и видит большой камень на ее дне.

- Постройте ход лучей света. Какая из сред является наиболее оптически плотной?

- Напишите соотношение между скоростью света в этих средах.

- Изменится ли кажущаяся глубина реки, если предположить, что вода в реке соленая?

3. Оптическая сила собирающей линзы равна 4 дптр. Ее складывают вплотную с рассеивающей линзой, фокусное расстояние которой равно 50 см.

- Чему равно фокусное расстояние составной линзы? Какова ее оптическая сила?

- Можно ли будет с помощью этой составной линзы получить увеличенное мнимое изображение?

4. Луч проходит через плоскопараллельную стеклянную пластину.

- Сколько раз он изменяет направление? Обозначьте углы падения и преломления.

- Поясните зависимость между углом преломления и скоростью распространения света в данной среде.

- В чем заключается совокупное действие на луч света двух параллельных граней стеклянной пластины?





загрузка...

загрузка...