загрузка...

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе С. В. Громова, Н. А. Родиной

 

Глава III. ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

Урок 37. Построение изображений, даваемых линзой

 

Цель урока:

Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Ход урока

I. Повторение. Проверка знаний

С целью повторения пройденного, а также проверки глубины усвоения знаний учащимися, в начале урока целесообразно провести фронтальный опрос по изученной теме:

- Что такое линза? Каковы ее свойства?

- Что называется главной оптической осью линзы?

- Какую точку называют фокусом линзы?

- Что такое фокусное расстояние линзы?

- Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?

- Что называют оптической силой линзы?

- В каком случае оптическая сила линзы положительна, а в каком - отрицательна?

- В каких единицах измеряется оптическая сила линзы?

 

II. Изучение нового материала

Изучение вопроса о получении изображения светящейся точки предлагаем начать с постановки демонстрационного эксперимента. На экране отчетливо видно, что пучок, сформированный линзой, трансформируется из сходящегося в расходящийся. В месте наибольшего сужения преломленного линзой пучка и обнаруживается изображение светящейся точки.

Далее с учащимися обсуждается вопрос о том, как изменяется положение изображения светящейся точки при ее смещении относительно главной оптической оси. Для этого вначале светящаяся точка перемещается из «бесконечности» вдоль главной оптической оси по направлению к центру линзы и показывается, как при этом изменяется положение изображения, в каких случаях оно будет действительным, а в каких - мнимым.

Затем демонстрируется, куда смещается изображение, если светящаяся точка располагается выше (ниже) главной оптической оси.

Из описанных опытов следует, что по мере приближения светящейся точки к фокусу линзы расстояние от изображения до линзы увеличивается. Учащиеся убеждаются в том, что изображение светящейся точки будет действительным в тех случаях, когда эта точка будет расположена перед фокусом линзы. Если светящаяся точка находится между фокусом и линзой, то ее изображение будет мнимым, так как в этом случае исходящий из светящейся точки пучок света не преобразуется линзой в сходящийся.

Аналогично демонстрируются опыты по получению изображения светящейся точки с помощью рассеивающей линзы. На основании этих опытов легко убедиться, что рассеивающая линза дает только мнимое изображение.

Демонстрационные эксперименты завершаются выводами:

а) точечный объект и его изображение всегда лежат на одной оптической оси;

б) луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления через линзу проходит через фокус, соответствующий этой оси;

в) луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется параллельно оси, соответствующей этому фокусу;

г) луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.

Руководствуясь вышеизложенными выводами, учитель объясняет учащимся условия, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них (здесь d - расстояние предмета до линзы; F - фокусное расстояние линзы).

Предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы: d > 2F

Линза дает уменьшенное, перевернутое, действительное изображение предмета, лежащее по другую сторону от линзы между ее фокусом и двойным фокусом (см. рис. 182).

 

image220

 

Предмет находится на двойном фокусном расстоянием линзы: d = 2F.

Линза дает равное, перевернутое, действительное изображение предмета, лежащее по другую сторону от линзы на двойном фокусном расстоянии (рис. 183).

 

image221

 

Предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом: F d < 2F

Линза дает увеличенное, перевернутое, действительное изображение предмета, расположенное по другую сторону от линзы за двойным фокусным расстоянием (см. рис. 184).

 

image222

 

Предмет помещен в фокус линзы: d F.

Изображение предмета будет размытым (см. рис. 185).

 

image224

 

Предмет находится между линзой и ее фокусом: d F.

Изображение предмета увеличенное, мнимое, прямое и расположено по ту же сторону от линзы, что и предмет (см. рис. 186).

 

 

Рассматривая изображения, даваемые рассеивающей линзой (рис. 187), делается вывод, что линза не дает действительных изображений, т. к. лучи, прошедшие сквозь нее, расходятся: при всех положениях предмета линза дает уменьшенное, мнимое, прямое изображение, лежащее по ту же сторону от линзы, что и предмет.

 

image225

 

III. Решение задач

Для закрепления и более глубокого усвоения материала конец урока желательно посвятить решению задач по изученной теме:

Задача 1

С помощью линзы на экране получено изображение пламени свечи. Изменится ли, и как, это изображение, если половину линзы закрыть непрозрачным экраном?

Задача 2

На рис. 188 показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.

 

image226

 

Задача 3

Определите построением положение фокусов линзы, если задана главная оптическая ось и ход произвольного луча (рис. 189).

 

 

Домашнее задание

1. § 35;

2. Задачи 147, 148.





загрузка...

загрузка...