загрузка...

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе С. В. Громова, Н. А. Родиной

 

Глава II. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

Урок 29. Повторение и обобщение по теме «Электромагнитные явления»

 

Цель урока:

Коррекция знаний и умений по теме «Электромагнитные явления».

Ход урока

Класс делится на группы, каждая группа получает карточку с заданием, выбирает необходимое оборудование и выполняет работу. Менее подготовленным учащимся может быть дана полная или частичная инструкция.

Задание 1

Изготовить простейший электромагнит, намотав на железный гвоздь 70-100 витков тонкого изолированного провода. Нарисуйте схему цепи. Собрав цепь, определите магнитные полюсы у электромагнита. Ответ проверьте магнитной стрелкой. Проверьте, от чего зависят магнитные свойства электромагнита.

Задание 2

Выяснить с помощью компаса, намагничено ли данное бритвенное лезвие, если да, то определить его полюса. Размагнитить лезвие, поместив пинцетом в пламя спиртовки. На опыте убедитесь, что лезвие действительно размагничено.

Задание 3

Проверить, будет ли магнит притягивать мелкие гвозди через картон, стекло, жесть, листовой алюминий. Сделать вывод из опытов. Можно ли с помощью компаса определить полюс магнита, если он лежит в закрытой картонной коробке, в железной коробке, в подкрашенной воде, в песке.

Ответы объясните и проверьте на опыте. Сделайте вывод.

Задание 4

Намагнитить иглу так, чтобы ушко оказалось северным полюсом, а острие - южным. Воткнуть иглу в корковую пробку и опустить в стакан с водой так, чтобы игла плавала вертикально, северным полюсом вверх. На опытах выяснить, как будет вести себя пробка с иглой, если поднести магнит на уровне северного полюса иглы, на уровне южного полюса, если магнит повернуть на 180°, поставить вертикально так, чтобы пробка оказалась между полюсами магнита. Объясните все наблюдаемые явления.

Задание 5

Изготовьте постоянный магнит.

Указания: Внутрь катушки поместите два стальных стержня и включите ток, а затем, спустя некоторое время, выключите его. Находящиеся рядом концы стержней пометьте, достаньте стержни из катушки и подвесьте их за середины на нитях. Приближая стержни, можно обнаружить, что одноименными концами они отталкиваются, а разноименными - притягиваются.

Задание 6

Докажите, что на основе постоянного магнита можно изготовить чувствительный магнитный индикатор.

Указания: Стальную спицу введите в катушку с током и намагнитьте. Намагниченную спицу подвесьте за середину на нити. Независимо от начального расположения, спица повернется вдоль меридиана так, что ее концы будут указывать на север и юг.

Задание 7

Докажите, что существует точка Кюри, т. е. такая температура, при которой теряются магнитные свойства.

Задание 8

Докажите, что кожух из ферромагнетика экранирует магнитное поле. Объясните опыт.

Указание: К магнитной стрелке поднесите постоянный магнит так, чтобы она несколько отклонилась. Магнит закройте толстым кожухом из мягкого железа. При этом магнитная стрелка сразу вернется в исходное положение, ориентируясь вдоль меридиана. Результат объясняется тем, что существенная часть силовых линий магнитного поля концентрируется внутри железного кожуха. Однако полного исчезновения магнитного поля (в отличие от электростатической экранировки) не происходит.

 

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.





загрузка...

загрузка...