Глаз и зрение - СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год

Глаз и зрение - СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, групповые.

Цели: познакомить учащихся со строением человеческого глаза; объяснить образование изображения на сетчатке глаза с точки зрения явления преломления света в линзе.

Формируемые УУД: предметные: научиться определять основные части человеческого глаза; применять закон преломления света для объяснения образования изображения на сетчатке глаза; объяснять применение очков при близорукости и дальнозоркости с точки зрения получения изображения с помощью линз; метапредметные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы; личностные: формирование умения видеть применение физических законов в технических решениях.

Приборы и материалы: источник света (лампочка или свеча), экран, модель человеческого глаза, выпуклая и вогнутая линзы, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный этап

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проверяет решение домашних задач, при необходимости разбирает решение на доске. Ученики выполняют дифференцированную самостоятельную работу.)

Уровень 1

1. Что такое линза? Каковы ее свойства?

2. Изобразите схематично выпуклую и вогнутую линзы. Проведите их оптические оси, обозначьте оптические центры этих линз.

Уровень 2

1. Постройте изображение предмета, находящегося между фокусом и двойным фокусом собирающей линзы. Какое это изображение?

2. На рисунке 32 показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.

Уровень 3

1. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокусы, если ММ — главная оптическая ось линзы, А — светящаяся точка, А1 — ее изображение (рис. 33). Определите также тип линзы и тип изображения.

2. Определите построением положение фокусов линзы, если А — светящаяся точка, А1 — ее изображение (рис. 34). ММ— главная оптическая ось линзы.

Уровень 4

1. На рисунке 35 показано положение предмета АВ и его изображения А1В1. Найдите построением положение линзы и расположение ее фокусов.

2. Где должны находиться фокусы двух линз (рис. 36), чтобы параллельные лучи, пройдя через линзы, оставались параллельными?

III. Изучение нового материала

(Ученики читают текст § 70 и дополнительный материал к нему, составляют опорный конспект урока, выполняют задания.)

1. Зарисуйте схематично строение человеческого глаза и отметьте на рисунке основные его части.

2. Как на сетчатке глаза получается изображение? Какими характеристиками оно обладает?

3. Если хрусталик — миниатюрная собирающая линза, то он обладает определенным фокусным расстоянием. Может ли хрусталик изменять эту величину? Каким образом? Зачем это необходимо?

4. Что такое близорукость? Какими линзами можно исправить близорукость? Какую оптическую силу они могут иметь?

5. Используя линейку, определите предел аккомодации и расстояние наилучшего зрения для своего глаза. Опишите свои действия.

6. Какие преимущества дает зрение двумя глазами?

7. Что такое дальнозоркость? Какими линзами можно исправить дальнозоркость? Какую оптическую силу они могут иметь?

IV. Закрепление изученного материала

(Учитель демонстрирует учащимся анимационные ролики 168 “Строение человеческого глаза” и 169 “Преломление света в оптической системе глаза” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 1. Получение изображение на сетчатке модели глаза.

Демонстрация 2. Исправление близорукости вогнутой линзой. (При отсутствии оборудования учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик ПО “Коррекция близорукости” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 3. Исправление дальнозоркости выпуклой линзой. (При отсутствии оборудования учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 171 “Коррекция дальнозоркости” из электронного приложения к учебнику.)

V. Рефлексия

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала с помощью таблицы, содержащей названия основных этапов урока.)

Критерии оценивания:

1 балл — я не знаю, не понимаю, не умею, не справляюсь.

2 балла — я знаю, понимаю, умею, справляюсь, но не всегда.

3 балла — я знаю, понимаю, умею, справляюсь со всем.

Этап

урока

Проверка домашнего

задания

Решение устных

задач

Изучение нового

материала

Устный

опрос

Работа с текстом

Домашнее задание на следующий урок

Баллы







Домашнее задание

1. § 70 учебника, вопросы к параграфу.

2. Выполнить задание на с. 215 учебника (по желанию).

3. Выполнить тест на с. 218, 219 учебника.

4. Подготовиться к контрольной работе по теме “Световые явления”.