Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, личностно ориентированного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникационные.

Цели: дать представление о силе тока, единицах ее измерения; познакомить учащихся с методами и приемами решения задач по теме.

Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять понятие сила тока', вычислять силу тока; знать единицы измерения силы тока; пользоваться амперметром для измерения силы тока, определять цену деления амперметра и правильно включать его в электрическую цепь; решать задачи; метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать и прогнозировать результат; решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы решения, применять знания; личностные: формирование устойчивого интереса к изучению нового.

Приборы и материалы: источники тока, лампочки, амперметр, ленты из фольги, соединительные провода, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит фронтальный опрос, задает дополнительные вопросы.)

Дополнительные вопросы

— Чем отрицательный ион в электролите отличается от электрона?

— Почему в дистиллированной воде и серной кислоте, взятых отдельно, ток не проходит, а в водном растворе серной кислоты проходит?

— Каким образом, опустив в стакан с водой два провода, присоединенные к полюсам источника тока, можно узнать, исправен ли он?

— Почему магнитный компас дает неправильные показания, если вблизи находится провод с электрическим током?

III. Изучение нового материала

Для введения понятия сила тока можно использовать аналогию с течением воды в трубе. Действительно, о силе тока воды можно судить по массе воды, которая протекает в единицу времени через поперечное сечение трубы.

Сила электрического тока равна количеству электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника в единицу времени,

Для выбора единицы силы тока можно было бы воспользоваться любым его действием: тепловым, магнитным или химическим. Главное, чтобы это действие поддавалось точному количественному выражению. На Международной конференции по мерам и весам в 1948 г. было решено в основу определения единицы силы тока положить взаимодействие двух проводников с током.

Демонстрация 1. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) двух параллельных проводников при замыкании сети.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 83 “Единицы силы тока” из электронного приложения к учебнику.)

Силу взаимодействия проводников с током можно измерить. Эта сила зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды, в которой находятся проводники и, что самое важное, от силы тока в проводниках. Если одинаковы все условия, кроме силы токов, то чем больше сила тока в каждом проводнике, тем с большей силой они взаимодействуют между собой. За единицу силы тока принят ампер (А).

[I] = 1 А.

Через единицу силы тока — 1 А — определяется единица электрического заряда — 1 Кл.

[q] = 1 Кл.

Так как q = I ∙ t, то 1 Кл = 1 А ∙ 1 с.

За единицу электрического заряда принимают заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за время 1 с при силе тока 1 А.

Прибор, которым измеряют силу тока, называется амперметр. Шкала амперметра градуируется в амперах. На схемах амперметр обозначается кружком с буквой А.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 80 “Устройство амперметра” из электронного приложения к учебнику.)

При включении амперметра в электрическую цепь он должен вносить как можно меньше погрешностей в измерение силы тока, поэтому существуют определенные правила его подключения.

• Амперметр всегда подключается последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют.

• При подключении амперметра обязательно соблюдается соответствие полярности клемм источника тока и амперметра.

Демонстрация 2. Измерение силы тока при последовательном соединении. Включая амперметр в разные места цепи, состоящей из источника тока и нескольких соединенных последовательно друг с другом проводников, можно убедиться, что сила тока везде одинакова.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 86 “Включение амперметра в сеть” из электронного приложения к учебнику.)

IV. Закрепление изученного материала. Решение задач

(Учитель разбирает несколько типичных задач, затем ученики решают задачи самостоятельно.)

Типичные задачи

1. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?

Ответ: 4,2 А.

2. Ток в электрическом паяльнике равен 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?

Ответ: 60 Кл.

Задачи для самостоятельного решения

3. Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?

4. По обмотке включенного в цепь прибора идет ток силой 5 мА. Какое количество электричества пройдет через прибор в течение 1 ч?

Домашнее задание

1. § 37, 38 учебника, вопросы и задания к параграфу.

2. Выполнить упр. 24, 25 на с. 110, 112 учебника.