Решение задач. Подготовка к контрольной работе - Динамика

Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина

Решение задач. Подготовка к контрольной работе - Динамика

Цели: систематизировать материал, изученный по теме.

Ход урока

Проверка домашнего задания

В данном случае можно ограничиться прослушиванием подготовленных докладов. Обычно учащиеся охотно выполняют такую творческую работу. В то же время желательно ориентировать учеников на свободное изложение материала, не обращаясь к написанному тексту.

I. Повторение материала, изученного по теме «Динамика»

Прежде чем приступить к решению задач, необходимо повторить весь материал, изученный по теме «Динамика». Такое повторение можно пропусти в виде фронтального опроса:

- Сформулируйте первый закон Ньютона.

- На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Почему брусок покоится?

- От чего зависит ускорение тела?

- Сформулируйте второй закон Ньютона.

- Почему нагруженный автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же автомобиль без груза?

- Приведите примеры проявления третьего закона Ньютона.

- Как объяснить явление отдачи при выстреле?

- Лошадь тянет груженую телегу. По третьему закону Ньютона сила, с которой лошадь тянет телегу, равна силе, с которой телега тянет лошадь. Почему же все-таки телега движется за лошадью?

- Шарик массой 500 г равномерно катится со скоростью 2 м/с. Чему равен импульс шарика?

- Какими из видов энергий (кинетической или потенциальной) обладают перечисленные тела: а) камень, поднятый над землей; б) шар, катящийся по земле; в) летящий самолет; г) летящий воздушный шарик?

- Легковой и грузовой автомобили движутся с одинаковыми скоростями. Какой из них обладает большей кинетической энергией?

- Для чего при строительстве ГЭС возводят плотины?


II. Подготовка к контрольной работе

При подготовке к контрольной работе следует решить ряд расчетных и качественных задач по теме «Закон сохранения механической энергии». При этом следует обратить внимание учеников на необходимость переводить исходные данные в систему СИ.

Возможным набором задач на урок могут быть следующие:

Задача 1

Тело брошено вертикально вверх. Оно достигло максимальной высоты подъема 40 м. На какой высоте кинетическая энергия была равна потенциальной? Сопротивлением воздуха пренебречь. (Ответ: На высоте h2 = 20 м Ек = ЕР.)

Задача 2

Тело массой 2 кг начинает свободно падать с высоты 30 м. Определить кинетическую энергию тела на высоте 10 м от поверхности Земли. (Ответ: Ек = 400 Дж.)

Задача 3

Пуля массой 10 г летит со скоростью 600 м/с на высоте 200 м. Чему равна полная механическая энергия пули? (Ответ: Е = 1820 Дж.)

Задача 4

При стрельбе вверх стрела массой 50 г в момент начала движения имела полную механическую энергию 30 Дж. Какой высоты достигнет стрела? (Ответ: h = 60 м.)


Домашнее задание

Повторить § 14-15, кроссворд на с. 44.