Скорость движения молекул и температура тела - СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В

Скорость движения молекул и температура тела - СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что

♦ скорость движения молекул связана с температурой тела: чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы; из- за этого при более высокой температуре диффузия и испарение происходят быстрее, броуновское движение интенсивнее, а давление газа больше.

Учащиеся должны научиться:

♦ «устанавливать» указанный научный факт;

♦ описывать поведение молекул при разной температуре в конкретных ситуациях.


ВИД ДОСКИ

Скорость движения молекул и температура тела

ФАКТ Диффузия протекает быстрее при более высокой температуре


ПЗ 4. Как изменяются свойства молекул при изменении температуры?

ГИПОТЕЗА ...движутся быстрее.

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

Предсказание

При более высокой температуре

1) давление больше газа

2) испарение происходит быстрее

3) броуновское движение интенсивнее

Обнаружение

image94

ОТВЕТ Молекулы при более высокой температуре....

Из-за этого...

Д/з. § 25-27, подготовиться к проверочной работе


СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Что вы знаете о строении вещества? Как можно получить такие сведения?

У. (Учащиеся вспоминают формулировки, касающиеся строения вещества, изученные на прошлых уроках, а также метод их получения.)

П. В жизни мы встречаемся с холодными, теплыми, горячими телами, или, как говорят, с телами разной степени нагретости. Какой величиной принято характеризовать степень нагретости тел, как ее измеряют, какова единица этой величины?

У. Степень нагретости тел характеризуют температурой, температуру тел измеряют термометрами, единица температуры — градус.


Мотивационный этап

П. Сегодня мы продолжим изучение свойств молекул. Начнем с явления. Какое явление вы наблюдали дома? Какие различия заметили?

У. Наблюдали диффузию перманганата калия (марганцовки) в воде. В холодной воде окрасилась меньшая часть за то же время, значит, диффузия протекает медленнее в холодной воде (при меньшей температуре), чем в теплой,

П. Этот вывод касается только перманганата калия и воды или других веществ тоже? Что подсказывает вам жизненный опыт?

У. Сахар легко растворяется в горячей воде, а в холодной осаждается на дне. (Приводят примеры.)

П. Можно ли утверждать, что явление диффузии протекает по-разному (медленнее или быстрее) при разной температуре. Чем выше температура веществ, тем быстрее происходит диффузия. Запишем этот факт. Какая познавательная задача вытекает из него?

У. Почему диффузия протекает по-разному при разной температуре? Как изменяются свойства молекул при изменении температуры? (Записывают познавательную задачу 4.)


Этап «создания» нового знания

П. С чего начнем решение?

У. Выдвинем гипотезу о том, что происходит внутри тел.

П. Подумайте, что происходит внутри тел при большей и меньшей температуре? Чем различаются молекулы? Запишите «Гипотеза». У вас — 1 мин.

У. И при высокой, и при низкой температуре молекулы веществ в результате движения проникают в промежутки между другими молекулами. Видимо, при высокой температуре молекулы движутся быстрее, поэтому быстрее продвигаются внутрь другого вещества.

П. Предположение вполне естественное, все-таки его следует проверить. Запишите «Проверка гипотезы». Как проверить гипотезу? (Выслушивает предложения учащихся.) Мы знаем, что из-за движения молекул происходят такие явления, как давление газа, испарение, броуновское движение. Нужно предсказать, как будут протекать эти явления при разной температуре. У вас — 1 мин.

У1. Давление газа при повышении температуры будет увеличишься, так как быстрые молекулы будут сильнее ударяться о стенку.

У2. Испарение будет протекать быстрее при более высокой температуре: чем быстрее движутся молекулы, тем больше молекул улетает из жидкости за одно и то же время.

У3. Броуновское движение будет протекать интенсивнее при более высокой температуре, частицы движутся быстрее, так как более быстрые молекулы чаще подлетают и толкают ее с разных сторон.

П. Перед вами две установки. Я проведу эксперименты, а вы становите, какие из предсказанных фактов пронаблюдали. (Проводит опыты по увеличению давления газа при нагревании и уменьшению при охлаждении, например, колбу, закрытую пробкой с трубочкой, в которой находится капелька жидкости, нагревает руками, а затем охлаждает салфеткой, смоченной холодной водой.) Что вы наблюдали?

У. Когда вы нагревали колбу руками, капля переместилась вправо, так как давление воздуха в колбе увеличилось, при охлаждении воздуха его давление уменьшилось (капелька сдвинулась влево).

П. Следующий опыт. (Проводит опыт по испарению горячей и холодной воды.)

У. Чашка весов, на которой стоял стаканчик с холодной водой, перевесила. Значит, горячая вода испарилась быстрее.

П. Зарисуйте опыты. Опыты с броуновским движением мы провести не сможем, но учеными проверено, что интенсивность броуновского движения тем больше, чем выше температура жидкости или газа (частица движется быстрее). Что же мы узнали о молекулах? Сформулируйте ответ.

У. Молекулы непрерывно и хаотически движутся при любой температуре тела. Чем выше температура тела, тем быстрее движутся его молекулы. Из-за этого при повышении температуры увеличивается 1) давление газа, 2) скорость испарения жидкости, 3) интенсивность броуновского движения.


Этап применения нового знания

П. Можно ли использовать установленную связь между температурой тела и движением его молекул?

У. Можно объяснить, почему в конкретных ситуациях повышается давление газа, изменяется скорость испарения или интенсивность броуновского движения.

П. (Организует выполнение задания 47 и контроль.)


ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрации: 1) изменение давления газа при повышении и понижении температуры; 2) зависимость скорости испарения от температуры.